08.06.2023, 15:35 18466

В Сочи открылся Евразийский конгресс'23  

Для государств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе
В Сочи открылся Евразийский конгресс'23
Фото: ЕАБР
Москва. 8 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Сегодня в Сочи в парке науки и искусства "Сириус" открылся Евразийский конгресс'23. В ходе конгресса состоялась презентация аналитического доклада Евразийского банка развития о трансграничных государственно-частных партнерствах, сообщает корреспондент агентства.

Презентация доклада "Трансграничные и межстрановые ГЧП как механизм реализации инвестиционных проектов" на полях "Евразийского конгресса'23"

В условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение, в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов обуславливает участие в них двух и более государств, привлечение частных инвестиций и обеспечение координации большого круга участников. Эффективным механизмом реализации таких проектов может выступать трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП)", - сообщил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров.


По информации Евгения Винокурова, "в мире реализовано несколько десятков проектов развития трансграничной инфраструктуры на принципах ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. Однако в регионе Евразия потенциал трансграничных ГЧП практически не реализован, за исключением проекта строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП с целью повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры, облегчения и ускорения запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации".

Банк подготовил аналитический доклад, в котором определены критерии и сферы применения проектов трансграничных ГЧП, дана оценка потенциала ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры в странах ЕАЭС и Центральной Азии, разработаны руководящие принципы для эффективной реализации трансграничных ГЧП в регионе", - рассказал докладчик.


В докладе обозначены критерии отнесения инфраструктурных проектов к трансграничным, а также сферы инфраструктурного развития, где использование модели трансграничных ГЧП является перспективным.

Международный опыт реализации трансграничных ГЧП на примерах практических кейсов в сферах транспорта и энергетики.

Оценка возможностей использования механизма трансграничных ГЧП для реализации инфраструктурных проектов в странах ЕАЭС и Центральной Азии.

Разработанные ЕАБР руководящие принципы для трансграничных ГЧП, включая проект структуры модельного соглашения о реализации проекта развития трансграничной инфраструктуры на принципах ГЧП.

Трансграничные государственно-частные партнерства"


В условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение, в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов обуславливает участие в них двух и более государств, привлечение частных инвестиций и обеспечение координации большого круга участников. Эффективным механизмом реализации таких проектов может выступать трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП). В мире реализовано несколько десятков проектов развития трансграничной инфраструктуры на принципах ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. Однако в регионе Евразия потенциал трансграничных ГЧП практически не реализован, за исключением проекта строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП с целью повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры, облегчения и ускорения запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации.

Банк подготовил аналитический доклад, в котором определены критерии и сферы применения проектов трансграничных ГЧП, дана оценка потенциала ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры в странах ЕАЭС и Центральной Азии, разработаны руководящие принципы для эффективной реализации трансграничных ГЧП в регионе", - указывается в докладе.


Фото: Презентация ЕАБР

Главный экономист ЕАБР пояснил, что "в условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение - в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Реализация трансграничных инфраструктурных проектов предполагает участие в них двух или более государств, требует значительного объема частных инвестиций и координации большого круга участников таких проектов. Один из эффективных механизмов реализации такого рода проектов - трансграничное государственно-частное партнерство (ТГЧП).

В мире реализовано несколько десятков проектов развития инфраструктуры на принципах трансграничного ГЧП в сфере транспорта (железные дороги, автодороги, трубопроводы), водно-энергетического комплекса (ВЭК) и телекоммуникаций. Однако в Евразийском регионе практика трансграничных ГЧП почти не использовалась, исключение - российско-китайский проект строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. Именно поэтому ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП. Это необходимо для повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале трансграничного ГЧП, что, в свою очередь, послужит развитию трансграничной инфраструктуры в Евразии, облегчению и ускорению запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации".

Преимущества трансграничных ГЧП обусловлены возможностями объединения ресурсов государств и частных партнеров, что позволяет восполнять дефицит государственных средств для развития трансграничной инфраструктуры, решать проблемы, возникающие в силу разницы инвестиционных возможностей государств и различий между их законодательством. Совместная деятельность и объединение имущественных, финансовых ресурсов государств, выступающих в качестве публичных партнеров трансграничных ГЧП, обеспечивают результаты, которые не могли бы быть достигнуты странами по отдельности при реализации национальных проектов ГЧП. Участие частного партнера (как правило, одного) обеспечивает скоординированное и последовательное исполнение обязательств по соглашению о ГЧП "по обе стороны границы".

Ключевой критерий трансграничных ГЧП - особый состав участников. В первую очередь это множественность публичных партнеров, в качестве которых выступают правительства или уполномоченные ими органы двух или более государств. Трансграничные проекты ГЧП выходят за рамки национального правопорядка одного государства и обуславливают необходимость создания специальных норм и правил для всех участвующих партнеров. Эти нормы согласовываются государствами в рамках международного договора, который становится правовой основой подготовки и реализации трансграничных ГЧП", - в докладе рассмотрены пять наиболее типичных кейсов реализации трансграничных ГЧП в сфере транспорта и энергетики.


Фото: Презентация ЕАБР

По мнению экспертов банка, "важные критерии для идентификации трансграничных ГЧП - связанные с региональным экономическим сотрудничеством цели инициации проектов и эффекты, которые достигаются при их реализации. Наиболее значимы они для государств, инициировавших трансграничный проект ГЧП, и в первую очередь для развивающихся государств, не имеющих выхода к морю, зависимость которых от физической и экономической связанности особенно высока. Создание трансграничной инфраструктуры способствует росту объемов торговли товарами и услугами, взаимных инвестиций, движения рабочей силы - главных показателей экономической интеграции. Немаловажны и кумулятивные эффекты трансграничных ГЧП, которые проявляются в странах, участвующих в процессах регионального экономического сотрудничества и кооперации".

Фото: Презентация ЕАБР

Инфраструктурная связанность, обеспечиваемая благодаря трансграничным проектам, - важный довод в пользу их реализации для ЕАЭС, стран Центральной Азии и Южного Кавказа в силу их географического положения, протяженности государственных границ, структуры экономических и транспортных связей, значения водно-энергетического комплекса. Вопросы повышения инфраструктурной и в первую очередь транспортной связанности включены в Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, в приоритеты скоординированной транспортной политики и иные программные документы, принятые в ЕАЭС.

Для государств Центральной Азии развитие трансграничной инфраструктуры, помимо транспорта, весьма актуально в водно-энергетическом комплексе.

К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах ЕАЭС и Центральной Азии можно отнести проекты строительства и последующей эксплуатации железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомобильной дороги Алматы - Иссык-Куль, ЛЭП постоянного тока Россия - юг Казахстана, пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе и др.

Для успешного развития трансграничной инфраструктуры и эффективного управления процессами реализации проектов ТГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа ЕАБР разработал руководящие принципы, базирующиеся на передовом международном опыте и наилучших практиках реализации трансграничных проектов

Фото: Презентация ЕАБР

Руководящие принципы направлены на нахождение баланса между стремлением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов каждого из государств - участников проектов ТГЧП, служат ориентирами при обеспечении финансовой устойчивости и привлекательности этих проектов для инвесторов и кредиторов, помогают определиться с действиями, которые лучше всего подходят для бесперебойного и безопасного функционирования трансграничных объектов инфраструктуры "по обе стороны границы", необходимы для адаптации правового режима ТГЧП с целью максимизации пользы от реализации проектов и увеличения их вклада в достижение ЦУР.

По данным ЕАБР, в форуме примут участие представители власти, бизнеса, научного и экспертного сообществ десятков стран. Главная тема обсуждения - будущее евразийского пространства, трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП), продовольственная безопасность, обеспеченность водными ресурсами, возможности для инвестирования и роста капитала стран Центральной Азии. Организатор конгресса - Евразийский банк развития (ЕАБР).
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?