Жилстройсбербанк нуждается в пересмотре деятельности по целому ряду вопросов
Астана. 29 октября. Kazakhstan Today - "Ак жол" отмечает необходимость в пересмотре деятельности Жилстройсбербанка по целому ряду вопросов, передает Kazakhstan Today.
В соответствии с условиями совместного заявления от 24 сентября текущего года партией "Ак жол" подготовлены предложения по совершенствованию работы Жилстройсбербанка - соответствующее письмо направлено в адрес Национального управляющего холдинга "Байтерек". ДПК и депутаты ее парламентской фракции считают, что деятельность банка нуждается в пересмотре существующих направлений по целому ряду вопросов, заявили в партии:
1. Банк не должен занимать позицию стороннего наблюдателя в вопросе нарушений сроков ввода в эксплуатацию объектов, так как реализация Программы "Доступное жилье - 2020" напрямую зависит от темпов строительства жилых объектов.
2. Необходимо пересмотреть условия выдачи займов населению. Банк получил бюджетные средства на сумму 12,2 млрд тенге под 1% годовых, из которых на 1 сентября текущего года освоено свыше 2,5 млрд тенге (или 27,1%). Лица, желающие стать участниками программы, в большинстве своем относятся к социально уязвимым слоям населения (инвалиды, пенсионеры, участники Великой Отечественной войны, выпускники детдомов, многодетные семьи, матери-одиночки и т.п.), единственным источником дохода которых являются государственные пособия и выплаты. Эта категория лиц, как правило, не имеет достаточного дохода и не соответствует требованиям, предъявляемым к платежеспособности. А отсутствие льгот - еще одно обстоятельство, препятствующее отдельным слоям населения улучшить свои жилищные условия.
3. Требуют пересмотра и размеры комиссий за предоставление отдельных услуг. За прием заявлений (хотя заявление составляется автоматически) взимается комиссия в размере 5000 тенге, за заключение Договора о жилстройсбережениях - комиссия в размере 0,55% от суммы договора (то есть. при стоимости квартиры в 7 млн тенге, комиссия - более 38 тыс. тенге). При этом, если клиент не вошел в список покупателей жилья, комиссия за заключение договора и подачу заявления не возвращается. Для повторного участия в пуле ему необходимо вновь проходить все процедуры и оплачивать комиссии.
Высокой является комиссия за организацию выдачи займов, которая составляет 1% от суммы займа (минимально 15 000 тенге, максимально 100 000 тенге).
4. Банку необходимо оптимизировать тарифную политику для повышения доходности депозитов: процентная ставка в размере 2% годовых не в состоянии конкурировать со ставками депозитов БВУ, которые достигают 11%. Подтверждением этому являются 66 266 расторгнутых по инициативе вкладчиков договоров о ЖСС, что составляет 15% от общего числа заключенных договоров.
На законодательном уровне закреплено ограничение, противоречащее самой идее этого механизма. Так, в случае расторжения договора о ЖСС до истечения минимального срока накопления, вкладчик обязан будет вернуть начисленную сумму государственной премии. Отмена указанного ограничения позволит вкладчикам в некоторой степени сохранить свои сбережения от влияния инфляционной нагрузки.
5. Необходимо пересмотреть подходы к премированию руководителей через призму эффективности расходования средств, а также с учетом результатов реализации государственных программ, так как банк является, по сути, государственным. Во избежание коррупционных обвинений в адрес руководства и сотрудников банка, а также фактов злоупотребления своими служебными полномочиями, важно определение некоторых ограничений в части распределения жилья среди руководящих работников банка и их родственников.
6. Проводимая банком работа по информированию населения о применении специальных ставок кредитования носит эпизодический характер. В целях охвата более широкого круга маркетинговая стратегия банка должна быть ориентирована на постоянное информирование населения о программе и ее условиях.
7. В банке имеет место политика двойных стандартов: снижение ставок вознаграждения распространяется только на вновь заключенные договоры и не распространяется на договоры, заключенные ранее, тогда как ущемляющие интересы вкладчиков правила, касающиеся уступок прав, действуют на договоры, заключенные до принятия новых правил.
Государством с 2012 года выделено 25 млрд тенге на снижение ставок вознаграждения по жилищным займам по ставке 1% годовых. При этом, банк снизил ставки только с 1 января 2013 года всего лишь на 0,5-2%. Снижение ставок вознаграждения по займам не распространилось на договоры, заключенные до принятия решений о снижении данных ставок. Поэтому почти 50 тыс. граждан, получивших кредиты до изменения ставок, остаются в неравных условиях по сравнению с теми, кто заключил договоры позже. Более того, одновременно со снижением процентных ставок повышена стоимость некоторых комиссий банка.
Ранее при переуступке прав и обязательств по депозитам в пользу третьих лиц Правила позволяли сохранять срок их (первоначального вкладчика) накоплений, который учитывался при подсчете итоговых баллов. Решением совета директоров от 4 июля 2012 года утверждены новые Правила распределения жилья, которые исключили учет срока накопления переуступаемого вклада при подсчете баллов. Это решение ущемляет права вкладчиков, получивших вклады в результате многолетних трудов, по переуступке, в том числе - безвозмездно (от родственников). Сложна сама процедура переуступки прав по договору, например в Астанинском филиале уступку производят по записи 1 раз в месяц.
Необходимо распространить действие Правил на правоотношения, возникшие с момента введения данных правил, то есть с 2013 года, при этом правила обратной силы иметь не должны.
8. Клиенты, имеющие 50% суммы, необходимой для улучшения жилищных условий, либо досрочно накопившие эти 50%, могут воспользоваться промежуточным жилищным займом. Но вместо того, чтобы выдать заем в размере оставшихся 50% от необходимой суммы, банк оформляет заем и требует оплатить различные комиссии на все 100% суммы, необходимой для улучшения жилищных условий. А внесенные/накопленные сбережения на время пользования промежуточным жилищным займом являются обеспечением по займу. На сбережения начисляется вознаграждение банка - 2% годовых и премия государства в размере 20% от суммы поощряемого вклада, не более 200 МРП. Зачем тогда надо было их копить на протяжении нескольких лет по ставке в 2%, если за этот же период, можно было оформить депозит в других банках по более высокой процентной ставке? И на каком основании взимаются комиссии со всей суммы?
9. За досрочное погашение кредита предусмотрены штрафные санкции. Не предусмотрено и досрочное частичное погашение за счет депозита, находящегося под обременением.
10. Не учитывается независимая оценка залогового имущества. При достаточности фактического значения Кредит/Залог для обеспечения промежуточного жилищного займа на 70%, банк выдает значительно меньшую сумму. Свои действия, вопреки действующему законодательству, он обосновывает наличием собственной службы оценки залогового имущества. Образовавшаяся разница суммы между независимой и банковской оценкой незаконно находится под обременением банка.
11. Уровень обслуживания в банке не удовлетворяет современным стандартам качества услуг - вкладчики вынуждены часами ожидать своей очереди.
12. Включение ценза оседлости (регистрация в течение последних двух лет в населенном пункте, в котором подается заявление) к основным критериям, предъявляемым к участникам программы, не способствует доступности жилья, так как часть населения, в связи с отсутствием жилья, проживает без регистрации.
13. Заявка на участие в пуле подается на конкретный объект - домостроение, а не на весь комплекс зданий, представленных в пуле. Участники, получившие высокие баллы по итогам всего пула, но низкий на конкретно взятый объект - домостроение, не могут подать заявку на участие в том же пуле, но на другой объект.
14. Не отработана система взаимосвязи оценочных показателей и присвоения баллов: большое количество вкладчиков, несмотря на значительный разрыв в оценочных показателях, имеет одинаковое количество баллов. При одинаковом количестве баллов, присвоенных заявителям, приоритет отдается заявителям с более ранней датой регистрации заявления в банке. Часто разница по времени оформления заявления составляет до 10 минут. Каждому участнику пула присваивается индивидуальный номер, по которому он может ознакомиться на сайте банка с количеством полученных им баллов. Под номерами скрываются анкетные данные участников. Данное обстоятельство в спорных ситуациях, при наличии человеческого фактора, дает возможность изменить фамилию или дату регистрации заявления. Уменьшение шага присвоения баллов, а также электронный прием заявлений решил бы указанную проблему, отметили в парламентской фракции ДПК "Ак жол".
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.