06.07.2013, 16:46 59354

Интервью патриарха японской архитектуры Тойо Ито

"Нужно постоянно учитывать, что само понятие города скоро исчезнет".
В начале июля в Москву приехал Тойо Ито - патриарх японской архитектуры и одновременно последний лауреат Притцкеровской премии - своеобразной "нобелевки" в сфере зодчества. Ито прославился своим проектом медиатеки в Сэндае (2001); его славу упрочил гуманистический проект по восстановлению жилья, разрушенного Великим восточнояпонским землетрясением 2011 года. В разговоре с "Лентой.ру" Тойо Ито рассказал, почему городов скоро не останется, отчего горожанин обречен на несчастье и куда обязан смотреть современный здравомыслящий архитектор.

Лента.ру": Кажется, что современная европейская архитектура все время очень хочет учиться у азиатской. Чему Азия может научить Европу?


Тойо Ито: На самом деле я не считаю, что в азиатской архитектуре есть что-то такое, чему должна прямо-таки бросаться учиться Европа. Архитектура - это такая вещь, которая переживает периоды всплеска в странах с хорошо себя чувствующей экономикой, что сейчас и наблюдается в Азии. Но из этого вовсе не следует, что в Азии в больших количествах возникают архитектурные идеи и концепции.

Азиатские города изначально - это архитектура, которая вписывалась в природу. Как правило, у азиатских городов нет четко очерченной границы. Такого рода вещи можно считать подсказкой тем, кто задумывается о судьбах архитектуры ХХI века.

Что современный архитектор, создающий современный город, должен заимствовать у природы?

Главными темами архитектуры ХХI века являются sustainability - устойчивость к внешним воздействиям и экологичность. Однако на деле в современной архитектуре мы наблюдаем совершенно модернистские тенденции, то есть отделение архитектуры от природы. Я считаю, что архитектура должна преодолевать границу с природой. Их взаимодействие ведет, например, к экономии электроэнергии, то есть к большей экологичности жизни.

А можно примирить эти два противоположных стремления в архитектуре - к чрезвычайному авангарду и к подражанию природе?

Нет, мне кажется, это диаметрально противоположные, несовместимые концепции.

Сейчас, в ХХI веке, архитектура должна быть более интернациональной или, наоборот, выражать национальные идеи?

В крупных городах мы видим, что пространство интернационализировалось: мегаполисы практически неотличимы друг от друга. Я считаю, что региональные культурные и исторические особенности должны быть переданы в архитектурных решениях, нужно научиться выражать дух места. Это опять-таки наводит на мысль о важности открытости природе. В разных местах разные обычаи, разный климат - местный колорит везде свой. Если все это будет выражаться в архитектуре, разнообразие будет появляться естественно.

То есть положительным примером должны быть не мегаполисы, а небольшие региональные города?

Вплоть до сего момента люди чувствовали притягательную силу только больших городов, а региональные маленькие города могли восприниматься даже в отрицательном ключе - как захолустье и так далее. Я считаю, что это должно меняться. Необходимо пропагандировать индивидуальную силу региональных городов, и надо придумать, как именно это делать. И уже тогда, я уверен, будут появляться новые тенденции в городском планировании и в архитектуре.

А каким образом добиваться национальной самобытности в мегаполисе?
Смотрите, возьмем Токио. За последние сто с небольшим лет число коренных токийцев снизилось примерно до 10 процентов, все остальные - это "понаехавшие". И эти приезжие из провинции, по японской традиции, все равно разъезжаются каждый на свою малую родину на Новый год и летом на праздник поминовения усопших. В эти дни Токио пустеет. Получается, что у Токио есть экономическая мощь, есть возможности по трудоустройству, есть притягательность мегаполиса, однако все равно, по моему впечатлению, большая часть людей уже перестала испытывать интерес к жизни в Токио. Поэтому, конечно, можно размышлять, как быть с Токио, но мне думается, что лучше создавать условия, при которых людям будет хотеться вернуться в регионы. За такой концепцией, я считаю, будущее.

Давайте тогда продолжим разговор о регионах. В России существует такое явление, как моногорода. Как вам кажется, они обречены или есть способ их спасти?

В Японии тоже есть такой город, и вы все поймете, когда я произнесу его название - он называется Тойота. И я не чувствую притягательной силы в таких городах. Все-таки именно разнообразие приводит к наполненности социальной жизни.

Такие города построены вокруг заводов, то есть вокруг машины - чего-то противоположного природе. Как вернуть жителей таких городов к природе? Это же поворот на 180 градусов.

Нужны структурные изменения в первичном промышленном секторе, это наиболее примитивная область человеческих занятий. Человек изначально является частью природы и в ней живет, и возвращение людей в природу имеет большое гуманистическое значение. Людей, которые чувствуют, что постиндустриальное общество достигло своих пределов и перестало их удовлетворять, уже много. Поэтому общество, движущей силой которого является финансовая система, я думаю, будет меняться.

А каким практическим образом архитектор может приблизить горожанина к природе? Это озеленение, строительство пригородов или воспроизводство каких-то природных структур в зданиях?

Архитектура сама по себе - это отрасль, которая создает искусственное пространство, потом человек вокруг этого искусственного пространства какую-то зелень разбрасывает и считает, что все хорошо и замечательно, что беспокоиться не о чем. Это, конечно, не сущностное решение проблемы. Я считаю, что необходимо думать о создании городов, в которых архитектура сливается с природой.

Для азиатских городов единство с природой - это что-то естественное, изначальное? Для Европы подражание природе - это, скорее, интеллектуальная мода, которая приходит и уходит. Руссо там, романтики...

Да, это европейский взгляд на природу. А на Дальнем Востоке изначально не было понятия города. Когда стало увеличиваться население, в Азии были усвоены некие европейские концепции и возникло представление о городе в его современном виде. Наверное, иностранцу интересно смотреть на современные японские города, но я считаю, что то, что сейчас в них происходит, - это только хаос, путаница и неразбериха.

Как вам кажется, современные мегаполисы типа Москвы или Нью-Йорка - их еще можно соединить с природой? Или они уже обречены и проще строить новые города?

Нужно постоянно учитывать, что само понятие города скоро исчезнет. В Токио - прошу прощения, что я постоянно говорю о Токио, - уже через пятьдесят лет население должно, по идее, сократиться на четверть. Конечно, можно думать, как удержать его на плаву, но я считаю, что лучше озаботиться будущим всей Японии. Тот же Нью-Йорк - это, в общем-то, инородное тело в Америке.

В Москве, наоборот, население не убывает, а прибывает огромными темпами. Что надо делать, чтобы не было перенаселения и чтобы другие города, наоборот, не вымирали?

В Японии был такой же период, но он прошел. Смотрите, ведь население собирается там, где есть некая "фишка". Город должен притягивать, с одной стороны, и быть экономически состоятельным - с другой. Поэтому я, честно говоря, не могу вам ответить на этот вопрос, могу только задать его же.

Сегодня мы как раз говорили об одиночестве - допустим, об одиночестве молодежи, студентов, живущих в огромных городах, даже здесь, в России. И жители больших городов, будь то Нью-Йорк или Токио, остро ощущают это одиночество. Во всем мире в городах падает количество заключаемых браков, люди остаются одиночками. Я, конечно, не политик и власти не имею, но считаю, что чем зацикливаться на поддержке этих крупных городов, все-таки лучше повышать именно региональную привлекательность.

Следующий вопрос я хотел задать примерно о том же, об одиночестве. Каким образом архитектура может примирить жизнь человека в большом обезличенном городе с желанием оставаться личностью, сохранять индивидуальность?

Я считаю, что в современную эпоху обезличивание - это непреодолимый фактор. Есть технологии - и есть представление, что с их помощью человек становится хозяином природы. Я не говорю, что нужно полностью отказаться от этой концепции, но как-то пересмотреть ее, очевидно, надо.

Снизить использование технологии в повседневной жизни? Это же невозможно.

Да, это было бы неправильно; я не говорю, что это универсальное решение. Но необходимо осознать, что человек - это часть природы, а не хозяин, и исходя уже из этого думать, что сохранять, а от чего отказываться.

То есть получается, человек, живущий в большом городе, вдалеке от природы, обречен на то, чтобы быть несчастливым?

Я думаю так.

Если город как явление отмирает, что придет ему на смену?

Не могу вам сказать, но точно знаю, что город - это не все, не начало и не конец.

О вас говорят как об архитекторе-минималисте. В Европе минимализм - это обычно бунтарское, авангардное течение. А у вас это, естественно, японское?

Когда я был молодым, у меня был минималистский период, отрицать его я не могу, но сам-то я не считаю себя таким уж суперминималистом (смеется). Особенно в проектах последнего времени: я и различные материалы использую, и различные факторы учитываю. Я не люблю и само слово "минимализм", и минималистскую архитектуру не люблю.

Вот оппозиция: простота и естественность - сложность и выдумка. Что вы выберете?

А почему вы решили, что естественные вещи - простые? Я считаю, что как раз наоборот. Что сложнее природы? Возьмем, например, дерево - как оно растет? Вот была одна ветка, потом разделилась на две - очень простой процесс, правда? Но перед вами тысяча деревьев, и каждое из них неповторимо - отчего так? Как возникают такие сложные экосистемы? И с другой стороны, берем любой технологический процесс - это штамповка, производство одного и того же.

В чем социальная ответственность архитектора?

Чрезмерная уверенность в возможностях технологии приводит к антигуманным решениям. Я думаю, что нам нужно, так сказать, оглянуться назад и раскаяться. Например, в Токио строятся жилые дома в несколько сотен метров высотой, в несколько десятков этажей. Это результат доверия к возможностям технологии. Но в 2011 году в районе Тохоку на северо-востоке Японии произошло землетрясение, которое наглядно показало, к чему ведет чрезмерная уверенность. Поэтому человеку не нужно задирать нос и думать, что он пуп земли.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      В Казахстане онлайн-мошенничество приняло катастрофический характер. На сегодняшний день онлайн-кредитование является не только удобным благом цифровизации, но и распространенным способом мошенников для обмана и грабежа граждан. Считаете ли вы, что в Казахстане необходимо запретить онлайн-кредитование и микрозаймы МФО под сумасшедшие проценты?