Интервью президента России Владимира Путина
В этом году ОДКБ исполняется 25 лет. Выгоды союзников России очевидны. Во-первых, это новейшее российское оружие по льготным ценам. Во-вторых, это подготовка офицеров и солдат в российских вузах. В-третьих, это доступ к разведданным российской армии и, наконец, это противокосмическая и противовоздушная оборона, которая тоже считается силами Российской Федерации. Российская армия сегодня не только самая мощная в ОДКБ, но и, как показала операция в Сирии, одна из самых эффективных в мире. Итак, выгоды наших союзников понятны. В чем выгоды России от членства в ОДКБ?
Владимир Путин: Россия кровно заинтересована в стабильности на постсоветском пространстве. Мы с вами знаем угрозы, которые складываются вокруг периметра наших границ, наверняка об этом еще зайдет речь. Не будем сейчас говорить о западных рубежах, на востоке - Афганистан. И чем меньше угроз у нас с разных направлений для России, и чем эффективнее будут совместные действия, тем лучше. Мы не должны забывать, что существуют и современные угрозы, для которых границы не имеют значений, они трансграничные. Это терроризм, организованная преступность, наркотрафик, и эффективно бороться с этими угрозами, в том числе для нас, можно, только объединяя усилия. Мы предлагали объединять усилия и в глобальном масштабе. Вы знаете, я предлагал это и с трибуны ООН, но, во всяком случае, в региональном разрезе мы это делать можем и, как показывает практика, делаем это достаточно эффективно. Такая организация, как ОДКБ, себя, безусловно, оправдывает. В этом году у нас не только 25-летие подписания договора, но и 15-летие создания ОДКБ как организации. И это очень важные вехи, которые дают нам возможность посмотреть назад, оценить все, что сделано в сфере безопасности. Оценить критически: вносить какие-то коррективы, если нужно, как-то дополнительно согласовывать наши действия, укреплять нормативную базу. В общем, для нас, как и для наших партнеров - я в этом глубоко убежден, - сотрудничество в сфере безопасности является одним из приоритетов, и оно выгодно для всех участниц организации коллективной безопасности.
Если составлять список угроз для безопасности стран ОДКБ, как бы он выглядел?
Владимир Путин: Это, прежде всего, терроризм, экстремизм разных мастей. Я уже сказал: наркотрафик, трансграничная преступность, но и, конечно, нельзя забывать о более глобальных угрозах. Мы знаем различные теории, которые так или иначе осуществляются в разных регионах мира и приводят к серьезной дестабилизации в этих регионах. Мы, разумеется, ничего такого допустить не должны и будем всячески стараться соответствующим образом вести себя в России и всячески поддерживать наших партнеров по ОДКБ.
По мере успехов в борьбе с "Исламским государством", запрещенным в России и странах СНГ, нельзя забывать о другом фронте борьбы с террором - это Афганистан. С каждым днем мы наблюдаем, как талибы и другие радикальные исламисты подходят все ближе к границам государств СНГ. Как вы оцениваете усилия ОДКБ в этом направлении?
Владимир Путин: Это очень опасное направление для всех нас. И мы знаем уже примеры, очень трагические примеры, когда с территории Афганистана осуществлялся прорыв боевиков. Я уже не говорю сейчас о наркотрафике, об инфильтрации отдельных преступных элементов. Но мы знаем примеры прорыва крупных бандформирований, вот на территории Кыргызстана, например, было такое несколько лет назад, когда приходилось применять вооруженные силы для борьбы с этими бандформированиями. Мы прекрасно отдаем себе отчет, насколько это опасно для нашей страны, для Российской Федерации. Неслучайно в Таджикистане развернута и функционирует 201-я наша военная база. Это важный элемент стабильности в регионе. Поэтому первая угроза - это, конечно, угроза терроризма, она со стороны Афганистана очень-очень серьезна. Но что касается талибов, многие государства мира так или иначе в контакте с этой организацией ("Талибаном" - "МИР"). Конечно, там много очень радикальных элементов. Но мы всегда, так же, как и наши партнеры, в том числе, кстати говоря, и представители Организации Объединенных Наций, исходим из того, что необходимо выстраивать отношения с любыми силами в Афганистане, исходя из минимум трех принципов: это признание конституции Афганистана, разоружение и достижение полного национального согласия. Мы очень рассчитываем на то, что нам никогда не придется использовать наши вооруженные силы, в том числе и наши подразделения 201-й базы в Таджикистане. Это одно из тревожных направлений, безусловно. Так же, как и афганская граница, имею в виду, что она очень протяженная, свыше тысячи километров, 1300 километров. Исходим из того, что мы, помогая законному правительству Афганистана вместе с другими участниками этого процесса урегулирования, в конечном итоге добьемся примирения и вывода Афганистана на путь мирного решения всех внутренних проблем и развития.
Афганистан - это еще и транзит наркотиков, о котором вы упомянули. А наркотики - это одна из таких пищевых баз терроризма, если можно так выразиться.
Владимир Путин: Так и есть. К сожалению, объем наркотрафика увеличивается, объем производимого продукта, если его можно так назвать, а именно наркотиков, тоже увеличивается. Одна треть территории Афганистана, сельских территорий Афганистана, сегодня находится под контролем талибов. Вот мы смотрим все больше и больше на силы так называемой международной коалиции, в основном, это американские войска, приходится принимать участие в различных боевых действиях, слышим даже о планах полномасштабного возврата американского военного контингента в Афганистан. Все это связано со сложными процессами, которые происходят в этой стране.
Вообще безопасность ОДКБ как военно-политического союза невозможна без эффективной охраны границ. Как Вы оцениваете действия ОДКБ по защите внешнего периметра наших стран?
Владимир Путин: Это очень важное направление, этот вопрос прямо вытекает из того, что Вы спросили перед этим. Конечно, это очень важное направление, мы укрепляем это взаимодействие. По инициативе Кыргызстана в прошлом году были приняты соответствующие решения, которые интенсифицируют работу по этому направлению. Мы проводим постоянные совместные учения, и наши пограничные службы, специальные, не просто находятся в контакте, они постоянно взаимодействуют, обмениваются информацией. Создается соответствующий банк данных и достаточно активно используется в совместной практической работе. Все, что происходит по линии ОДКБ, имеет выход на практику в самом прямом смысле этого слова, это ежедневная совместная работа. Но, что касается непосредственно пограничных служб, пограничных войск, то мы не просто сотрудничаем с нашими коллегами, мы помогаем им вооружением, специальной техникой, подготовкой кадров.
В рядах запрещенного "Исламского государства" тысячи выходцев из стран СНГ. Когда-нибудь победа над ИГИЛ настанет, и они вернутся на родину и будут создавать здесь новые террористические ячейки. Как работает ОДКБ в этом направлении?
Владимир Путин: Во-первых, нужно добиться еще этой победы. Чтобы ее добиться, нужно объединять усилия, и не только в рамках ОДКБ, но и в более широкой коалиции международной. Иначе успех вряд ли возможен. Что касается того, как вы сформулировали вопрос, очень бы хотелось, если эта победа состоится, чтобы она состоялась таким образом, чтобы в нашу страну никто уже не смог вернуться. Именно эту цель преследует наш контингент в Сирии. Наши военнослужащие, группировка наша, которая воюет с международными террористами на другой территории, не на российской, именно для того, чтобы сюда никто не смог вернуться. И, если такое иногда происходит, то это лишний раз доказывает, что мы сделали правильный выбор и мы должны сделать все, чтобы возврат этот минимизировать. Это во-первых. Во-вторых, действительно, Вы правы, там, по разным подсчетам, примерно 20 тысяч иностранных боевиков воюют в Сирии, из них почти десять тысяч из стран СНГ. Ну где-то тысяч девять, по разным подсчетам, чуть меньше половины из России. Тысяч пять примерно из стран Центральной Азии. В основном, это, кстати, ОДКБ. Поэтому угроза очень большая. Она реальная. Мы знаем ее, понимаем масштаб этой угрозы и должны сделать все, чтобы минимизировать ее. Над этим и работаем.
Главы государств ОДКБ приняли решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования - КСОР. Скажите, при создании КСОР учитывался ли опыт применения сил специальных операций российской армии, которые достаточно эффективно себя показали, в том числе, на Северном Кавказе и в Сирии?
Владимир Путин: Силы специальных операций заработали так, как они сейчас себя проявляют, буквально вот, ну, скажем, в течение последнего года, то есть после создания КСОР. Хотя и КСОР и создавался из достаточно хорошо подготовленных подразделений, но все-таки силы специальных операций российской армии - это новая страница в жизни российской силовой составляющей. И это такие подразделения, которых, я могу сказать это совершенно ответственно, у нас пока никогда раньше не было, даже в советские времена. Это очень высокие профессионалы, хорошо оснащенные и эффективно работающие в очень сложных условиях. Это люди, очень хорошо мотивированные и в высшей степени профессиональные, и, конечно, я знаю, что и как они делают. Это патриоты своей страны. Вы знаете, мы, конечно, будем делать все для того, чтобы и объединенные силы наши, КСОР, о которых вы упомянули, имели возможность не только знакомиться с новейшими методиками и пользоваться специальными средствами, с которыми работают наши силы специальных операций. Мы, конечно, будем делиться и будем этот опыт распространять и на наших союзников по ОДКБ.
ОДКБ часто сравнивают с другим военно-политическим блоком - с НАТО. В чем сходство, а в чем отличие и почему ОДКБ не выступает с политическими заявлениями, как НАТО? И как, по-вашему, должна реагировать ОДКБ, как организация, на значительное и, я бы сказал, демонстративное усиление контингента НАТО вдоль границ России и наших союзников?
Владимир Путин: НАТО создавалась в условиях холодной войны и противоборства двух блоков. Теперь такой ситуации нет. Нет никакого разделения по идеологическому признаку между государствами, и в Европе в том числе. Но вот эти родимые пятна холодной войны на НАТО очень заметны. Эта организация продолжает жить в парадигме блокового противостояния. Действительно, она очень идеологизирована, несмотря на различные заявления, что она должна трансформироваться в современных условиях. Мы много слышали таких заявлений, но все-таки реальной трансформации мы не видим. А ОДКБ создавалась в новых условиях, для купирования современных угроз, я их перечислил по степени важности: терроризм, экстремизм, наркотрафик, трансграничная преступность. Поэтому, может быть, у нас нет прямых совместных чисто политических или политизированных заявлений. У нас и решения принимаются консенсусом. Причем это не формально, а по сути так. Именно по сути консенсуса. У нас абсолютно другая атмосфера в организации.
Смотрите, сейчас, совсем недавно, мы были свидетелями нанесения ракетных ударов по Сирии Соединенными Штатами. Ну и как отреагировали союзники по НАТО? Все кивают, как китайские болванчики, не анализируя ничего, что происходит. Где доказательства применения сирийскими войсками химического оружия? Их нет. А нарушения международного права есть. Это очевидный факт. Без санкции Совета безопасности ООН наносится удар по суверенной стране. И, несмотря на это явное нарушение международного права, все согласны, принимают и начинают кивать и поддерживать. Я вот недавно говорил, Вы, наверное, видели на встрече с итальянским коллегой. Так было и в 2003 году, когда был использован надуманный совершенно предлог для ввода войск в Ирак. Страна разрушена, кстати говоря, именно после этого начался бурный рост террористических различных организаций, движений, возникло "Исламское государство", другие террористические организации. Все это знают, все это понимают, но опять наступают на те же самые грабли. Вот так функционирует НАТО. ОДКБ так не работает. Мы стараемся, как я уже сказал, возникнув в совершенно других новых реалиях, прежде всего, концентрировать свои усилия на реальных угрозах, на совместной борьбе с этими реальными угрозами. Но тем не менее мы не можем проходить мимо вещей такого глобального характера, которые создают угрозу всему миру. Например, мы говорили неоднократно о своем неприятии развертывания систем ПРО, размещения оружия в космосе и т.д. То есть по таким фундаментальным глобальным вопросам мы считаем возможным сформулировать свой общий подход, и мы это делаем.
После встречи с итальянским президентом вы сказали, что не исключено, что химическая атака на сирийский Идлиб, которая послужила поводом для ракетного удара США по сирийской авиабазе, была провокацией боевиков ИГИЛ. И что те же самые игиловцы готовят еще одну провокацию с применением химического оружия под Дамаском. Получается, что американцы фактически своими действиями помогают боевикам ИГИЛ, с которыми, по идее, они должны бороться?
Владимир Путин: По-моему, я не говорил, что это была провокация со стороны ИГИЛ, я говорил, что это была провокация, но кем она была организована, я не сказал. Возможны разные варианты. Но для того, чтобы дать окончательный ответ, нужно тщательно расследовать это событие. И другого пути нет. Именно это мы и предлагаем сделать. Причем все хорошо знают, всем хорошо известно, что по нашей инициативе и по инициативе Соединенных Штатов мы провели большую работу по ликвидации химического оружия, которое было у сирийских властей. И они всю свою работу исполнили, все свои обязательства выполнили, насколько нам известно, и это подтверждено соответствующей специализированной организацией в ООН. Если какие-то сомнения возникли, можно провести эту проверку. И вы знаете, ведь это нетрудно сделать с помощью современной техники, современных систем анализа, анализаторов. Если кто-то из официальных властей применял, то так называемые "хвосты", остатки порошка на технике, на территории, они не могут не остаться. Современная техника их точно зафиксирует. Ну чего проще - приехать на тот же аэродром, по которому наносились удары и якобы с которого стартовали самолеты с химическим оружием, и все там проверить. Если наши партнеры говорят нам о том, что под удар сирийской авиации попали какие-то мирные граждане, тогда пусть эти мирные граждане допустят на места этих атак наблюдателей ООН, международных организаций, и там надо все проверить. Здесь возможно несколько версий. Две из них я считаю основными. Первая - это то, что сирийская авиация попала в подпольный цех по производству боевых отравляющих веществ. А это вполне возможно, поскольку боевики неоднократно применяли, и с этим никто не спорит, в том числе, кстати говоря, и в Ираке применяли против международной коалиции и иракской армии. Просто это зафиксировали, но никто этого старается не замечать, никто ведь не раздувает там шума по этому вопросу. Хотя все согласились с тем, что боевики применяли. Значит, у них есть, а если есть там, то почему не может быть в Сирии? Это же одна банда. Значит, это первая версия. А вторая версия - это просто постановка, то есть провокация. И специально сделано для того, чтобы раздуть шумиху и создать предпосылки, предлог для дополнительного давления на законные сирийские власти. Вот и все. И это подлежит проверке. Без проверки мы не считаем возможным предпринимать какие-либо шаги, направленные против официальных сирийских властей.
Было ли это решение Дональда Трампа для Вас неожиданностью?
Владимир Путин: Да, это было, конечно, полной неожиданностью. Ну, если не считать того, что за несколько часов до этого события мы об этом узнали.
Можно ли говорить сейчас, что российско-американские отношения деградировали еще ниже, чем они были? Ну или что отношения при Дональде Трампе спустя три месяца его президентства стали еще хуже, чем при предыдущем президенте?
Владимир Путин: Можно сказать, что уровень доверия на рабочем уровне, особенно на военном уровне, не стал лучше, а скорее всего, деградировал.
Вернемся к теме СНГ. Мы все-таки телерадиокомпания Содружества. Говоря о безопасности, невозможно забыть трагедию 3 апреля в Санкт-Петербурге. Террорист-одиночка, который взорвал бомбу в метро, хоть и гражданин России, но он этнический узбек, родился в кыргызском Оше. Сразу после этого многие в России заговорили о том, чтобы полностью прекратить трудовую миграцию из постсоветских стран и отменить безвизовый режим. Как Вы относитесь к подобной идее, которая вызывает серьезную обеспокоенность в наших странах-союзниках?
Владимир Путин: Во-первых, я понимаю обеспокоенность наших граждан. Мы фиксируем достаточно много событий, которые воспринимаем как угрозу для национальной безопасности, исходящую от боевиков, фильтрация которых происходит через республики бывшего Советского Союза. Это касается не только Средней Азии, но и других республик. Часть из них прибывает, кстати говоря, из-за рубежа. Современный мир так устроен, что полностью прекратить миграцию невозможно. Это касается не только России, это касается практически всех стран. Вопрос в том, чтобы наладить жесткий контроль за этими миграционными потоками. Во-вторых, подавляющее большинство людей, которые приезжают в Россию, все-таки приезжают работать, чтобы помочь своим семьям. И создание такой организации, как Евразийский экономический союз, предполагает свободное движение рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. И это является огромным преимуществом для развития всех наших стран, именно огромным преимуществом. А современный мир устроен таким образом, что именно успех или неуспех в сфере экономики решает судьбу целых регионов. Поэтому это ключевой вопрос нашей жизни и нашего будущего. Успех в сфере экономики невозможен без интеграции, так устроен современный мир. Поэтому просто так взять включить или что-то выключить просто по объективным обстоятельствам невозможно. Спецслужбы просто должны работать лучше, эффективней, и если мы говорим об экономических процессах, то мы не должны забывать о нашем сотрудничестве в области безопасности. Вот для этого создавалась и ОДКБ. Вы сказали о решении Нурсултана Назарбаева лишать гражданства граждан Казахстана, которые причастны были к преступной деятельности ИГИЛ. В соответствии с российской Конституцией, мы лишать никого гражданства не можем. Но мы можем отменять соответствующие решения, которые послужили основанием для получения российского гражданства. Мы проведем консультации с нашими юристами, и я думаю, такие решения будут приняты в самое ближайшее время.
Вы рассказали о другом интеграционном проекте, в который входят почти все страны ОДКБ, - это Евразийский экономический союз. Он начал свою работу, начал сложно, начал непросто. И во многих государствах связывают почти все проблемы роста ЕАЭС именно с теми трудностями, с которыми столкнулась экономика России после санкций. И они говорят, что из-за санкций Запада после событий на Украине экономика России припала и придавила нас. Поэтому мы не смогли показать гражданам очевидные преимущества объединения рынка капиталов, труда и рабочей силы. Как Вы относитесь к этой точке зрения?
Владимир Путин: Это не соответствует действительности абсолютно. Потому что, откровенно говоря, санкции здесь ни при чем, если они и сыграли какую-то роль, то минимальную. Что серьезно, так это изменение конъюнктуры на мировых рынках. И это повлияло, конечно, на российскую экономику, но она, эта конъюнктура негативная, повлияла и на экономику наших партнеров. Причем повлияла напрямую. Не через нас, а напрямую. Есть, конечно, и наша взаимозависимость, в том числе и зависимость наших стран-партнеров от нашей экономики, но, кстати говоря, и нашей от них тоже. Но что совершенно очевидно, это преимущества, которые дают эти интеграционные процессы, если их правильно направлять. А мы, я считаю, действуем очень аккуратно и экономически очень сбалансированно. Мы не забегаем вперед, так, как, например, в некоторых странах Евросоюза. Вот ввели там общую валюту и еще напринимали всяких решений, а потом выяснилось, что экономики некоторых стран, они без собственной валюты не то чтобы не могут жить, но им жить очень сложно, привязавшись к достаточно сильному евро. Они не могут воспользоваться инструментами монетарной политики для того, чтобы ослабить национальную валюту, как-то сманеврировать в этом плане и так далее. Вот если посмотреть на такие страны, как, например, Кыргызстан или Армения, которые позже присоединились к ЕАЭС, совершенно очевидно преимущество. У них объемы торговли с нами резко увеличились. Для Кыргызстана вообще, по-моему, в 2,5 раза. А, скажем, по Армении на 80% объемы торговли увеличились. Это во-первых. Во-вторых, в стоимостном выражении могут быть какие-то цифры, которые вызывают озабоченность. Это связано с курсовой разницей. А физические объемы, они не только не сократились, но и увеличиваются. Есть еще одно обстоятельство, которое я считаю чрезвычайно важным: у нас облагораживается структура нашей торговли, уменьшается объем в наших взаимных торговых операциях минерального сырья, минеральных товаров, увеличивается количество машин, оборудования и высокотехнологичных и финансовых услуг. Это чрезвычайно важно, и это говорит о том, что наше интеграционное объединение и инструменты, которые мы создаем, помогают улучшать структуру наших экономик. А это вообще основной путь, основная цель нашего развития - высокотехнологичная экономика с хорошо оплачиваемыми рабочими местами.
СНГ - это территория без визовых барьеров. ОДКБ - это общая безопасность. ЕАЭС - это общий рынок капиталов, труда и рабочей силы. Наша межгосударственная телерадиокомпания "Мир" - это единое информационное пространство СНГ. Что бы Вы могли пожелать телезрителям в наших странах в заключение нашего интервью?
Владимир Путин: Всего самого простого, но самого нужного - счастья, здоровья, благополучия. И поскольку мы говорим о нашей организации, которая призвана обеспечивать мир и безопасность, то вот как раз мира и уверенности в том, что этот мир надежно будет обеспечен нашими вооруженными силами и нашими общими усилиями, направленными на поддержание этого мира.
Беседовал председатель МТРК "Мир" Радик Батыршин.