Ижи Урбанец: "Мы хотим, чтобы SANTO стало брендом №1 в Казахстане"
- Господин Ижи, начну с глобального. Глава государства поручил довести выпуск отечественных лекарств до 50% от общего объема, используемого в стране. По-вашему, что может мотивировать шансы отечественных фармпроизводителей справиться с этой установкой? Каков вклад SANTO в ее выполнение?
- Главная мотивация сводится к тому, что в соответствии с международной практикой, для обеспечения национальной безопасности необходимо, чтобы не менее 30% лекарств производилось внутри страны. Чтобы снизить риски, связанные с импортозависимостью в сфере лекарственных средств и тем самым укрепить национальную безопасность, для начала необходимо довести до 50% долю отечественной продукции в госзаказе. Об этом неоднократно говорил и президент Назарбаев. Думаю, что это мнение разделяют и все здравомыслящие граждане, и представители отрасли в первую очередь. Сегодня наша компания занимает порядка 33% внутри отечественного производства и 5,3% на общем рынке. В портфель SANTO входит более 200 наименований лекарственных средств для лечения заболеваний в 12 фармакотерапевтических группах.
С приходом в Казахстан группа Polpharma подписала договоренности об инвестировании в предприятие $100 млн. С гордостью хочу заявить, что на сегодня освоенный общий инвестиционный план превышает $108 млн. На следующий год предусмотрено вложить еще $10 млн. Все это делается для того, чтобы создать на базе SANTO современное предприятие, отвечающее стандартам GMP. Первым нашим проектом было строительство ампульного цеха, затем цеха по выпуску стерильных порошков антибиотиков. Следующим шагом стало приведение в порядок инженерной инфраструктуры, включая, систему энергоснабжения, дороги, склады, лабораторию, центр разработки и выпуска новых препаратов.
Недавно мы запустили новый цех твердых лекарственных средств на 600 млн таблеток в год. Производство полностью соответствует европейскому стандарту качества GMP, в его строительство вложено более $13,5 млн. В первом квартале следующего года планируем сдать в эксплуатацию цех по выпуску нестерильных жидких форм.
Инвестиции Polpharma вывели Шымкентский фармацевтический завод в лидеры фармпромышленности во всем Евразийском регионе. На предприятии сегодня выпускаются стерильные ампулы и антибиотики, таблетки и жидкие формы, соответствующие стандартам GMP, который является гарантом качества и эффективности наших препаратов. В отличие от других заводов, фокусирующихся на выпуске определенной группы препаратов, мы постоянно расширяем и обновляем ассортимент выпускаемой продукции.
При этом цех твердых лекарственных средств имеет свою спецификацию, отличающуюся от производства стерильных препаратов, попадающих непосредственно в кровь человека. Выпуск последних предполагает использование технологий самого высокого уровня. Некоторые из них нельзя стерилизовать на завершающей стадии, поэтому предполагается неукоснительное соблюдение стандартов на всех этапах технологического цикла.
Сейчас идет строительство цеха нестерильных форм лекарств. Ввод его в эксплуатацию состоится весной следующего года. Потом мы примемся за новый проект. В сентябре председатель наблюдательного совета группы Polpharma господин Ежи Старак во время казахстанско-польского экономического форума подписал меморандум об инвестировании $12 млн для создания новой научно-исследовательской и аналитической лаборатории, предназначенной для разработки и передачи новых технологий для передовых фармацевтических препаратов для производства в Казахстане.
- С 2018 года производители фармпроизводств должны работать по сертификату GMP. SANTO - один из первопроходцев в этом вопросе. Изменилась ли доля компании на рынке в связи с сертификацией?
- Да, первый сертификат GMP в Казахстане мы получили еще в 2011 году на производство мягких лекарственных средств. Сейчас SANTO является обладателем четырех GMP-сертификатов на действующих производствах стерильных лекарственных форм: на производство инъекционных форм, производство инфузионных форм, на производственные площадки асептической рассыпки порошков антибиотиков группы цефалоспоринов и группы карбопенемов, аминокликозидов, полипептидов.
В Казахстане практически уже не осталось фармацевтического производства, которое не сертифицировано GMP. GMP - это не только правила и требования к производству, но и контролю качества лекарственных средств.
Что касается доли компании, то во время модернизации мы делали приостановку производства некоторых наименований продукции, потому что на нее не было сертификатов GMP. Поэтому в первые три года мы росли в пределах 5%. В том числе речь идет и о тех препаратах, которые были в категории госзакупок. С 2015 по 2017 годы рост был уже в пределах 20 %, потому что наше производство уже было частично модернизировано и портфель компании был расширен за счет введения новых продуктов. Но до 2022 года мы ожидаем рост в пределах 10%. То есть, если сейчас у нас продажи достигают 26 млрд тенге, то через пять лет рост ожидается до 50 млрд тенге за счет новых продуктов, которые мы хотим привезти. И только для госзакупок мы планируем 50 наименований дополнительно.
В 2015 году мы производили 58,7 млн упаковок лекарственных средств, 51,3 млн - в 2016 году, 78,2 млн - в 2017 году. С января 2018 года в Казахстане будет запрещено производить и продавать препараты, которые не произведены по стандартам GMP. Под это направление и были сделаны наши инвестиции.
- Какие свои продукты компания считает наиболее успешными?
- Компания имеет свыше 20 блокбастеров на рынке в основных терапевтических группах. Наиболее успешные продукты - это бренды с высоким оборотом и потенциалом рынка, лидеры своего сегмента с долей свыше 50%. Например, мы производим антибиотики и противотуберкулезные препараты, которые можно считать важными для национальной безопасности.
Как патриот Казахстана могу гордиться тем, что лично выступил инициатором по обновлению препарата "Мукалтин". Это классный, брендовый продукт компании. Я сказал: "Это казахстанская традиция, это ваше национальное "золото". Нужно сделать его более современным, еще лучше". Качество и эффективность препарата уже доказаны на протяжении долгих лет его применения, но его упаковка не привлекает внимания. Мы разработали линейку препаратов, которую я называю "Мукалтин family". Наш уже давно полюбившийся и широко известный "Мукалтин" также останется в этой линейке в привычной бумажной упаковке, хотя можно сказать, она нестабильная, поэтому мы будем делать ее четырехслойной. Помимо этого, на основе тех же трав мы разработали мукалтин-саше в упаковке как любой противовирусный препарата. Также будет мукалтин с разными вкусами - малины и банана, клубники. Кстати, последние три года, которые живу в Казахстане, кашель, к примеру, я лечу только мукалтином, который выпускает наш завод. Это лекарство состоит из растительного сырья и очень хорошо работает. Я всегда везу мукалтин для своей семьи и друзей, когда еду домой в Европу. Так что можете меня считать экспортером мукалтина в Чехию.
- Отечественная фарминдустрия показывает один из самых высоких темпов роста среди всех отраслей промышленности. Насколько ощутима поддержка со стороны государства?
- Отмечу, что поддержка государством инвесторов в Казахстане осуществляется на очень высоком уровне. Есть долгосрочные контракты на поставку продукции. Серьезные преференции предусмотрены в свободных экономических зонах. Мы пришли в Казахстан в то время, когда фармацевтическая промышленность не значилась в списке приоритетных отраслей промышленности и не было специальных программ. Теперь, когда обеспечение отечественными лекарствами возведено в ранг национальной безопасности, есть ощутимая поддержка со стороны государства, разработаны многочисленные программы, помогающие инвесторам быстрее пройти путь от утверждения проекта до его воплощения и запуска производства. Я бы хотел отметить, что на сегодняшний день доля нашей продукции через ГОМБП составляет порядка 50% всего оборота, что способствует устойчивой динамике продаж компании. Но для нас очень важна помощь в виде контрактов на поставку продукции. Она практикуется для всех локальных инвесторов, вкладывающих финансовые средства в экономику страны.
- Можно ли говорить о том, что общие инвестиции в фармрынок Казахстана увеличиваются, несмотря на кризис ликвидности?
-Если посмотреть на статистику, то мы видим, что отечественная фармпромышленность развивается, несмотря на кризис. Все компании продолжают инвестировать, строить свои заводы и вводить новые продукты. Однако отмечу, что из-за девальвации стало больше продаваться доступных по цене лекарств, тогда как снизились продажи дорогих. Поэтому мы видим рост казахстанских производств, продукция которых дешевле импортной, при этом обеспечивает такую же эффективность и безопасность лечения. Также наблюдается рост российских производителей. Можно сказать, что рынок растет больше в упаковках, чем в деньгах, потому что люди переключились на более доступную продукцию.
- Падение курса тенге как-то повлияло на фармрынок?
- В целом можно сказать, что на рынок девальвация повлияла, конечно же, отрицательно. Если в национальной валюте рынок вырос в 2016 году на 24%, то в долларовом эквиваленте снизился на -23%. Существенного падения в потребительском спросе не произошло, однако изменилась структура потребления. Потребители стали переключаться с европейских препаратов на дешевые российские, белорусские, индийские аналоги.
Доходы фармкомпаний резко снизились, так как рынок практически на 90% состоит из импортных лекарственных средств, то и все контракты также в иностранной валюте. И полностью возместить 100%-ный эффект девальвации в повышении цены в краткосрочной перспективе никому так и не удалось, в самом лучшем сценарии только 50%. Данная разница полностью отразилась на контрибуции зарубежных производителей в конечном итоге. Что касается казахстанских компаний, то им также пришлось повысить цену, так как вся субстанция и вспомогательные средства для производства лекарств также закупаются за рубежом по валютным контрактам, однако повышение цен было намного меньше, чем у импортеров и в данной ситуации отечественные производители оказались в более выигрышной ситуации.
- А насколько вы подняли в тот период цены?
- Как я уже отметил, казахстанским и международным компаниям пришлось поднять стоимость. Для госзакупок за последние два года мы ни разу не повышали цены, потому что договорились с Министерством здравоохранения и заявили, что хотим оказать поддержку как резиденты Казахстана. Весь 2016 год мы продавали продукцию по тем ценам, которые были в 2015 году, перед девальвацией. При этом все наше сырье подорожало для нас и прибыль снизилась. В рознице стоимость мы повышали пошагово, чтобы потребители не ощущали сильной нагрузки.
- Фармацевтическая отрасль стремительно развивается, и эти изменения носят общемировой характер. Какие глобальные тренды сегодня можно выделить на мировом фармацевтическом рынке?
- Я бы сказал так. Если раньше фармация была одна, то теперь их три. Первое направление - чисто генерические препараты. Далее - есть оригинальные препараты, которые находятся под патентной защитой. И третье, новое направление - это биосимиляры или биоаналоги. Это продукция биотехнологий, препараты, работающие на клеточном уровне, на уровне ДНК. Мы рады, что мы первыми запустили препарат из серии биосимиляров, он производится в Испании. Первые закупки этого препарата будут уже в следующем году. И Polpharma имеет большие планы в развитии биосимиляров - это будущее фармации. Это препараты, которые применяются при онкологии, почечной недостаточности, анемии и так далее. Биосимиляры были супердорогими препаратами, но теперь они становятся более доступными. И я думаю, лет через десять это будут обычные лекарства для всех. У нас на заводе работает большой центр разработки и выпуска новых препаратов, сотрудники которого как раз и работают над выполнением долгосрочных исследований и проектов. Они имеют высокую квалификацию и колоссальный опыт, работают быстро и эффективно.
- Кстати, как продвигается ваш совместный проект с Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академией?
Да, нами инициирован совместный с учеными Южно-Казахстанской государственной фармацевтической академии проект по разработке натуральных лекарственных средств на основе лекарственных трав, произрастающих на юге Казахстана. Это поручение Главы государства, рекомендовавшего ученым использовать местное сырье для развития отечественной фарминдустрии. Уже отобраны десять наиболее распространенных трав и ведутся исследования.
- Есть ли планы по наращиванию экспортного потенциала?
- Тот же мукалтин сейчас продается в Казахстане и Кыргызстане, мы намерены вывести его на международный уровень. Когда появится вся "мукалтиновая семья", начнем осваивать экспортное направление. Уже ведутся переговоры по этому вопросу с Украиной и Болгарией.
Вообще же все продукты, которые мы выпускаем, ориентированы на евразийский рынок. В прошлом году, к примеру, мы начали экспорт в Россию противотуберкулезных препаратов. Зайти на рынок соседней страны не так-то просто. В России большое по численности население и поставлять туда свою продукцию стремятся все.
Пока я не знаю ни одного фармацевтического предприятия России или Казахстана, которое бы экспортировало свою продукцию в Европу. Но, я думаю, что теперь, когда завершается переход на стандарты GMP, фарминдустрия обеих стран сравняется с европейскими стандартами и появится возможность поставлять лекарства во все страны мира. Я мечтаю, чтобы первым таким заводом стал SANTO, развитию которого я посвятил последние три года жизни
- Какие основные планы и стратегические цели ставит перед собой компания на ближайшую перспективу, в том числе в контексте продуктового портфеля?
- Во-первых, мы будем реализовывать поручение президента по увеличению отечественных препаратов. Планируем подготовить 50 наименований, которые мы должны начать производить через 4 года в Шымкенте и поставлять для госзакупок. В рознице мы разработали ряд направлений для того, чтобы достичь лидерства во всех терапевтических группах. Если мы работали только по двум направлениям - антибиотикам и педиатрии, то теперь у нас разработана стратегия дальнейшего выхода на гастроэнтерологию, кардиологию, гинекологию, дерматологию и так далее. Это будут импортные продукты. Это большая задача, поскольку для этого нужна диверсификация компании.
В общем, мы хотим, чтобы SANTO стало таким же казахстанским узнаваемым брендом, как чешская "Шкода". Если 15 лет назад "Шкода" была как "Жигули", то теперь стала лучше "Фольксвагена".
Заканчивая интервью, я хотел бы от души поздравить всех с наступающим Новым годом! Пусть он принесет всем счастье, добро и улыбки! Благополучия и процветания, исполнения всех желаний!