02.08.2024, 13:23 200331

Откуда берутся религиозные радикалы, рассказал эксперт

Откуда берутся религиозные радикалы, рассказал эксперт
Фото: Depositphotos
В начале июля КНБ провел спецоперацию в ряде городов страны, в ходе которой были задержаны религиозные радикалы. Это уже далеко не первая спецоперация, направленная на борьбу с религиозными экстремистами. Откуда в Казахстане берутся радикально настроенные люди и как с этим бороться? На эти вопросы изданию Check-point.kz ответил Арман Кудабай, журналист, публицист, преподаватель КазНУ имени аль-Фараби, много лет занимающийся религиозной тематикой.

Арман Актаевич, на днях стало известно, что КНБ задержал нескольких религиозных радикалов. Как Вы прокомментируете сам факт появления в стране религиозных радикалов?

- Я бы не сказал, что наше общество скатывается к религиозной радикализации. Несомненно, стало заметным количество религиозных одеяний, особенно в среде нашей молодежи, все чаще и острее общество обсуждает вопросы, касающиеся как веры, так и усиления контроля над религиозными объединениями. Да, идут задержания радикалов, нарушающих нормативные правила или даже идущих на преступления и планирующих таковые. Но все же это малый процент в соотношении ко всему населению. Хотя многие пытаются представить все это иначе.

Обращает на себя внимание, что задержанные из разных городов и областей страны. Значит ли это, что религиозный радикализм находит последователей по всему Казахстану?

- Действительно, наблюдается заметная активизация деятельности эмиссаров религиозно-экстремистских группировок. То, что по всему Казахстану идут задержания радикалов, заметьте, напичканных запрещенной религиозной литературой, снабженных средствами связи и компьютерной техникой, как раз говорит о том, что джихадистские группировки переключают внимание на регионы и пытаются как можно быстрее расширить свою аудиторию. Вы, кстати, забыли упомянуть в этом ряду участившиеся факты появления неразрешенных медресе не только по РК, но и по всему региону Центральной Азии. Здесь тоже все объяснимо, в центре внимания экстремистов сегодня молодежь. И тут назревают реальные проблемы.

Известно, что КНБ действовал совместно с прокуратурой и полицией. Можем ли мы говорить о том, что существует специальная программа координации действий по выявлению радикалов и пресечению их действий?

- Давайте все же отдадим должное работе наших силовых органов. То, что эти задержания идут, изо дня в день пресекаются преступления на религиозной почве, конфискуется запрещенная литература, говорит о том, что люди выполняют достойно свою работу. Но я могу сказать, что они могли бы выполнять ее еще лучше. Если бы у них не были связаны руки. К примеру, в Казахстане нет законодательного запрета салафизма. Но салафизм во многих странах объявлен вне закона, а его последователи находятся в "горячих" списках многих иностранных правоохранительных органов. Что вы прикажете делать силовикам? Одних экстремистов задерживать, а других отпускать?..

Кстати, здесь стоит упомянуть, что основное противодействие принятию законов, относящихся как к салафизму, так и к усилению контроля и разрешительных норм религиозной деятельности, к примеру, даже касательно запрета тех же никабов оказывает религиозные лобби. Это тоже новое явление в Казахстане.

А что послужило поводом для появления религиозного лобби?

- Послабления в сфере религии начала 1990-х, по сути, отсутствие внятной стратегии на тот момент, приплюсуйте сюда же отсутствие должного религиозного образования (я часто писал и говорил о том, что даже наши имамы не могли противопоставить ничего внешнему влиянию, так как сами отставали в подготовке и образовании). Все это, плюс, признаем, некоторый пиетет перед всем заграничным, создали ситуацию, когда представители нетрадиционных для нашего региона течений стали активно проникать в высшие эшелоны власти и бизнеса. Сегодня у этих людей остаются мощные ресурсы влияния.

К сожалению, к числу религиозных лоббистов сегодня можно отнести и деятелей различных НПО/НКО. Частью это непосредственно прорелигиозные общественные организации или созданные уже на средства влиятельных "духовных" покровителей из-за кордона. Частью гражданские объединения, которые пытаются сделать себе имя на "защите прав верующих", так сказать, выехать на этой волне. Среди таковых я встречал людей, которые ни сами себя, ни своих близких к особо религиозным не относят. Намеренно или нет, они тоже вносят свою лепту в этот вопрос. Кто патронировал и оказывал поддержку так называемым "родительским пикетам" у школ, требовавших изменить школьные правила? Почему мы об этом до сих пор открыто не говорим?..

Вы спрашивали о причинах совместных действий КНБ, МВД и прокуратуры. Может быть, они именно в этом? Увы, чтобы сегодня противостоять религиозному экстремизму, нужно подключение множества разных структур. Так или иначе, координация общих действий имеется, но является ли это программой, тем более долгосрочной, не знаю. К сожалению, из этого списка выпадают образовательные учреждения.

Откуда берутся радикалы 

Вы много лет исследуете данную тему. Есть ли динамика роста религиозных радикалов? Если да, то какие причины способствуют этому?

- Поймите, если "миссионер" добирается до своей аудитории, рост, так или иначе, будет. У нашего общества несколько превратное представление, когда говорим о последователях религиозно-экстремистских течений, мы воображаем сплошь бородатых мужчин в возрасте, укутанных в платки женщин, застрявших во времени и пространстве "отшельников" или членов "тайных религиозных братств". Поверьте, сегодня они представлены довольно образованными людьми, технологически подкованными, а главное, умеющими находить психологический подход к любой аудитории.

Но наша ошибка в том, что мы сосредоточились на этих эмиссарах-миссионерах. Логически вроде бы и правильно, не позволив выйти на аудиторию, мы лишаем их паствы. Однако сколько из этих миссионеров попадает, в конце концов, в руки силовиков? К тому же мы живем в эпоху информационной революции, и проповеди сегодня ведутся онлайн. Возможно, настала пора сконцентрироваться на другой составляющей - самой религиозной аудитории? Почему казахстанская (не только казахская!) публика сегодня стала настолько доверчивой и внушаемой? Только ли новоявленные проповедники во всем виноваты?

Что Вы имеете в виду?

- Не первый год мы говорим о снижении качества казахстанского образования. Фактически этот процесс идет с конца 1980-х, усилился в 1990-е и продолжается поныне. Несмотря на количество открывающихся каждый год вузов, колледжей и школ, можно констатировать: система образования не выполнила предначертанную ей роль, не стала барьером для манипуляторов от религии и фильтром от различных шарлатанов-педагогов.

Давайте задумаемся, почему идет рост религиозной молодежи даже в среде студенчества?

В 1990-е годы мы заговорили о духовном вакууме. К этому времени от традиционной системы подготовки кадров для духовных учреждений не осталось практически ничего. В надежде восполнить этот пробел мы отправляли учиться за кордон, так сказать, нашу надежду. К сожалению, без разбора, куда и к кому. Мы можем сказать, сколько человек из этого количества вернулось и где они теперь? Но в 1990-е наша аудитория все же смогла противостоять религиозному влиянию, не во всем доверяла новым гуру.

Что же произошло позже?

- Последствия разрушения образовательной системы конца 1980-х - начала 90-х мы ощущаем именно сейчас. Если мы говорим о кризисе образования в вузах и школах, сосредоточенных в наших городах, то представьте, что творилось тогда в областях, районах и аулах! Приведу пример. В указанный нами период по всему Казахстану открываются пресловутые турецкие лицеи. Я много раз повторял, что внедрение хиджабов в нашу аудиторию было осуществлено КТЛ. Наше государство не смогло выставить даже самые простые требования соблюдения отечественных правил ношения школьной формы в турецком директорском корпусе. Результат налицо. Кстати, сегодня выпускники КТЛ представлены на многих влиятельных позициях, преподают в ведущих вузах республики.

Что движет людьми, как они становятся радикалами?

- Радикал - это человек, придерживающийся крайних или экстремистских взглядов на свою религию, которые противоречат общепринятым нормам и интерпретациям. К примеру, казахи придерживаются ханафитского мазхаба, как и большинство жителей Центральной Азии, Кавказа, Индии и Ближнего Востока. Существуют шафиитский, маликитский, ханбалитский, которые по-своему тоже традиционны для каждого региона. А вот знают ли обо всем этом наши жители? Поверьте, немногие. Для основной массы нашего населения мусульмане-сунниты представляют некую общую массу.

А ведь есть и "нетрадиционные" течения, по сути, секты, к каковым можно отнести салафизм. Неосведомленность нашей аудитории позволяет салафитам и последователем других экстремистских групп выдавать себя за "истинных мусульман", а любые попытки ограничить или регулировать их деятельность выдаются за преследование единоверцев. Часто наши люди этого тоже не осознают.

Независимо, как позиционируют себя последователи салафизма, будь то умеренные ("аскетические") или джихадистские, в основе их учения лежит неприятие гражданских властей и светских устоев, нетерпимость к бида ("новшествам"). Всего того, что создано "после" времен пророка Мухаммеда и его сподвижников. Само слово "саляф" дословно означает ""предки, предшественники", по смыслу - "те, кто достоин подражания". Есть среди них свои радикалисты, одевающие те самые короткие штанишки, не брезгующие открытым вооруженным противостоянием властям и террористическими методами. Но не удивляйтесь, если встретите даже вполне прилично одетого салафита. Смысл "противостояния" при этом не меняется.

С другой стороны, радикал - это чаще всего тот, кто не способен принимать другую точку зрения, морально или психологически нетерпим к чужому мнению. Возможно, виной тому он сам или некие трагические обстоятельства. Представьте, в такой момент к нему приходит проповедник готовый рассказать, "кто в этом виноват"", назвать "неверных", из-за которых не так сложилась его несчастная судьба, указать, "что нужно делать". И слова эти звучат не из уст какого-то радикала или отшельника, а весьма приличного на вид и уважаемого улема.

В начале беседы мы с вами говорили о студенческой и учащейся молодежи, попавшей под влияние религиозных проповедников. А представьте, каково молодежи так называемой категории NEET, неустроенной и скитающейся по стране в поисках работы и крыши над головой! К сожалению, на таких молодых людей и направлены сегодня поиски командируемых в районы и аулы джихадистских миссионеров.

Как противостоять?

В сообщениях о задержании упоминается об употреблении наркотиков двумя людьми. Как это прокомментируете?

- Я уже сказал и повторю: экстремистские группировки правильно было бы назвать "сектами". А в сектах правила диктует вождь-гуру… Ведь даже в 1980-90-е в "кружках духовного просветления" в среде той же интеллигенции и учащейся молодежи ничего зазорного в употреблении дурманящих веществ не было.

С другой стороны, психотропные вещества применяют для стимуляции храбрости. При совершении тех же терактов. Поймите, для новоявленных проповедников судьба их паствы малоинтересна, важен только результат.

Как предотвратить вовлечение наших граждан в такие группы?

- Раз я указал одной из главных причин неосведомленность, недостаточное знание нашей аудитории, на данный момент необходимо усилить информационную, просветительскую и разъяснительную работу, в особенности в среде молодежи. Начинать следует с детсада, со школы, но не нужно превращать это в новую миссионерскую кампанию. К этой работе ни в коем случае нельзя подключать случайных людей. Возможно, потребуются курсы повышения квалификации для педагогов, которых предстоит привлечь. В школы и вузы должно быть направлено достаточное количество наглядных материалов (учебных пособий, методичек, стендов) с внятной и ярко оформленной информацией об особенностях нетрадиционных и экстремистских течений. Лично я редко вижу такие стенды, да и то, только о правилах поведения при терактах. Этого уже недостаточно.

Что можно противопоставить пропаганде терроризма и вербовке людей?

- Нужна переаттестация "старых кадров", ведущих уроки религиоведения в школах и соответствующие курсы в вузах. К сожалению, курсы религиоведения, что в вузах, что в школах, превращаются у нас в уроки исламоведения или "исламовведения". Все это касается не только светской образовательной системы. Вероятно, рано или поздно нам предстоит переаттестация всех кадров и духовного управления. А соответственно и мониторинг всех духовных образовательных учреждений.

Наконец, законодательные нормы. Рано или поздно мы все же придем к общим правилам регулирования деятельности как самих религиозных объединений, так и всей религиозной жизни общества. Так как время было упущено, хотелось бы безотлагательно взяться за это. Надлежит регламентировать применение и законодательно закрепить юридические термины "традиционные конфессии", а, соответственно, отнести остальные к "нетрадиционным". Если не запретить, то хотя бы открыто уже объявить салафизм нетрадиционным.

Автор: Айгуль Омарова

Указанная точка зрения в информационных материалах может не совпадать с точкой зрения редакции информационного агентства Kazakhstan Today
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?