Минздрав РК занимается введением регулирования цен на лекарственные средства
Необходимо ввести автоматизированную систему выписки рецептов с 2018 года, автоматизировать систему ценообразования и ввести государственный реестр цен, а также процедуру регистрации цены перевести в государственную услугу", - сказала Л. Пак, передает Kazakhstan Today.
По ее словам, аптеки будут обязаны издавать и размещать на видном месте информацию о ценах на лекарства. Также планируется создать единый сайт лекарств, на котором будет размещаться информация для потребителей.
По ее информации, по состоянию на 1 января 2016 года в стране было зарегистрировано 7713 позиций торговых наименований лекарственных средств. Из них под госрегулирование попадало только 4083 торговых наименования, или 54% от общего количества зарегистрированных торговых наименований лекарств. Остальные 3 530 торговых наименований (46%) не попадают под государственное регулирование.
Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов напомнил, что в нынешнем послании народу Казахстана главой государства перед системой здравоохранения поставлены такие задачи, как: проведение широкой информационно-разъяснительной работы системы обязательного социального медицинского страхования, информатизация здравоохранения, введение регулирования цен на лекарственные средства.
Продолжительность жизни в 2016 году составила 72 года, что на 6 лет больше чем в 2006 году. Наблюдается положительная динамика по детской смертности. В 2016 году данный показатель составил 12,6 случая на 1000 родившихся, что в 2 раза меньше по сравнению с 2006 годом. С целью снижения материнской и младенческой смертности Министерством успешно внедрена интегрированная модель оказания медицинской помощи родовспоможению и детству. Принимаемые меры дали результат стабильного снижения показателей младенческой смертности. По данным Комитета по статистике, показатель материнской смертности в отчетном году составил 12,7 случая на 100 000 родов, тогда как в 2000 году он был равен 48,0 случая на 100 000 родов. В целях снижения смертности усилены роль и ответственность профильных медицинских организаций в части координации, мониторинга, обеспечения эффективности и качества оказания медицинской помощи на всех уровнях", - подчеркнул Е. Биртанов.
Кроме того, он отметил, что продолжается реализация Национальной скрининговой программы. За 2016 год в республике проведено 11 104 264 скрининг-обследований целевых групп взрослого и детского населения. Наблюдается увеличение показателя охвата скрининговыми осмотрами до 90% и выше, повышение уровня выявляемости случаев заболеваний, положительная динамика охвата диспансерным наблюдением выявленных больных.
Учитывая, что более 40% населения проживают в сельской местности, особое внимание уделено повышению доступности медицинской помощи сельскому населению, особенно проживающему в отдаленных и труднодоступных регионах. Развивается транспортная медицина - функционируют 49 передвижных медицинских комплексов, 40 трассовых медико-спасательных пунктов, 3 лечебно-диагностических поезда", - отметил Е. Биртанов.
Приоритетное внимание уделяется лечению заболеваний, наиболее влияющих на демографическую ситуацию в стране. Для этого предусматривается поэтапное внедрение интегрированной модели по пяти направлениям. Создан координационный совет по всем направлениям. По каждому из направлений проведен анализ состояния служб-организаций медицинской помощи, кадрового обеспечения, материально-технического оснащения, а также разработаны пути решения выявленных проблем состояния служб.
В 23 медицинских организациях семи пилотных регионов внедряется Программа управления заболеваниями по трем нозологиям: артериальная гипертензия, сахарный диабет, хроническая сердечная недостаточность. Данная программа направлена на обучение пациентов навыкам здорового образа жизни, способствующих снижению обострения хронических заболеваний, экстренных госпитализаций и повышению солидарной ответственности граждан за свое здоровье.
Основным приоритетом здравоохранения является охрана здоровья матери и ребенка. Впервые на постсоветском пространстве в Казахстане приступили к вакцинации детей против пневмококковой инфекции. На сегодняшний день 2 региона страны охвачены данным видом вакцинации, поэтапно, вакцинация будет проводиться по всей республике. Только данные меры позволят снизить смертность детей на 20%.
Министерству здравоохранения следует тесно работать с местными исполнительными органами, медицинскими организациями, в том числе и частными, профессиональными ассоциациями, неправительственным сектором и пациентами. Нам необходимо и дальше вести системную работу для выполнения задач, обозначенных в Стратегии "Казахстан-2050", Плане нации "100 конкретных шагов" с учетом рекомендаций и лучших практик ОЭСР. Совместные усилия, которые мы предпринимаем, и продвижение инициатив в области модернизации здравоохранения должны привести нас к тем показателям, которые мы сегодня обозначили", - сказал министр.
Министерство здравоохранения в рамках выполнения задач, поставленных перед системой здравоохранения, определило для себя пять ключевых инициатив.
Первая инициатива - это интеграция системы здравоохранения вокруг нужд пациента, подразумевающая внедрение интегрированной системы оказания медицинской помощи в течение всего цикла, в том числе на уровне первичного/профилактического звена. Планируется принятие Национальной Программы развития медицины, здоровой и продолжительной жизни. Будут продолжены мероприятия по цифровизации и информатизации отрасли, упрощению правил прикрепления к поликлиникам, ведение ПУЗ на основе IT мониторинга.
Вторая инициатива - приведение стандартов в соответствие с рекомендациями ОЭСР. В ее рамках планируется достижение таких показателей, как снижение барьеров для развития частной медицины, дерегулирование и передача госфункций в независимую профессиональную среду, регулирование цен на лекарственные средства и медицинские изделия.
В нынешних условиях возрастает значение рационального использования государственных ресурсов, что и определено в качестве третьей инициативы. В рамках данного направления планируются мероприятия, направленные на реструктуризацию инфраструктурной и кадровой политики в сфере здравоохранения. Важную роль играет привлечение частных и иностранных инвестиций, развитие ГЧП, а также развитие науки и модернизация медицинского образования.
Одной из ключевых ролей в достижении успеха является финансовая устойчивость системы. Гибкая система финансирования, нацеленная на результат - это станет четвертой инициативой. Планируется разработать модель финансирования с учетом условий актуальной нормативно-правовой и отраслевой структуры.
Пятая инициатива - управление системой, подразумевающей транспарентность и подотчетность пациенту. В этой связи планируется охват перехода медицинских организаций на ПХВ с внедрением корпоративного управления, разработка КPI для поставщиков медицинских услуг, нацеленные на качество и эффективность оказания услуг вокруг нужд пациента.
Итоговой целью данных инициатив станет обеспечение доступности и качества медицинских услуг населению.