В Казахстане повышается качество и доступность медуслуг
В Казахстане уже третий год продолжается реализация Государственной программы развития здравоохранения "Денсаулык" на 2016-2019 годы. По данным Министерства здравоохранения, с начала запуска программы в стране произошли позитивные сдвиги медико-демографических показателей. В 2017 году, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, общая смертность снизилась на 3%, материнская - на 1,6%, младенческая - на 7,7%. Смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 1,8%, от злокачественных новообразований - на 5,3% и туберкулеза - на 11,8%. Таким образом, можно говорить об улучшении основных показателей здоровья. А общая продолжительность жизни казахстанцев выросла на 0,7% (или 0,54 года), достигнув 72,95 лет.
Одним из важнейших направлений Госпрограммы "Денсаулык" является совершенствование первичной медико-санитарной помощи.
Задачи на 2019 год
Конкретные задачи в рамках Госпрограммы на следующий год определены в документе, принятом на заседании правительства 15 октября 2018 года. В частности, в целях повышения качества оказания медицинской помощи до конца 2019 года будет усилена роль амбулаторно-поликлинической службы и продолжена цифровизация отрасли.
Также по исполнению поручения главы государства в рамках Послания народу, по 30 основным заболеваниям, определяющих более 60% причин смертностей, и для дальнейшего развития семейной врачебной практики, запланирована трансформация диспансеризации в программы управления заболеваниями (далее - ПУЗ).
Особенностью ПУЗ является активное управление заболеванием на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) мультидисциплинарной командой врачей, а также вовлечение пациента в управление собственным здоровьем.
С этой целью акиматы проведут обучение всех медработников амбулаторного звена по данной программе к 2020 году.
В свою очередь, чтобы повысить доступность поликлинической службы населению, в стране планируется увеличить объем записи к участковым врачам через мобильные приложения и портал e-gov с 25% до 50%.
Также в рамках Госпрограммы будет проведен ряд мероприятий для улучшения кадровой обеспеченности и повышения уровня квалификации медицинских работников с 2019 года. в частности, для определения уровня подготовки и знаний выпускников медицинских вузов и колледжей будет законодательно закреплена обязательная независимая оценка знаний.
Одновременно реализуется стратегическое партнерство медицинских вузов с ведущими зарубежными университетами, включающее менторство с привлечением зарубежных специалистов на управленческие позиции и в качестве преподавателей, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов медицинских вузов.
На основе трансферта передовых зарубежных медицинских стандартов, на примере модели АОО "Назарбаев университет", медицинскими вузами в качестве стратегических партнеров привлечены зарубежные университеты, входящие в топ 500 лучших мировых - это медицинские школы США, Швеции, Италии, Польши, Литвы и Турции.
В целях реализации Государственной программы развития здравоохранения "Денсаулык" на 2016-2019 годы", а также 81-го шага Плана нации "100 конкретных шагов" Министерство здравоохранения Республики Казахстан ведет работу по внедрению и развитию принципов корпоративного управления и менеджмента в государственных организациях здравоохранения. Одним из элементов данного принципа является преобразование медицинских организаций на право хозяйственного введения и создание наблюдательных советов в государственных предприятиях.
В настоящее время Минздравом разработан и внесен на рассмотрение в мажилис парламента законопроект по вопросам здравоохранения, в котором устанавливаются:
1) основные понятия менеджера здравоохранения;
2) сертификация работника управленческой деятельности и допуска его к управлению государственным юридическим лицом в области здравоохранения;
3) компетенция по координации и мониторингу деятельности по вопросам корпоративного управления в государственных юридических лицах в области здравоохранения;
4) понятие корпоративное управление и независимый член наблюдательного совета;
5) определение аффилированных лиц госпредприятий на ПХВ;
6) создание альтернативного коллегиального исполнительного органа в государственных предприятиях в сфере здравоохранения;
7) не менее 30% состава наблюдательного совета в ГП на ПХВ в сфере здравоохранения должны быть независимыми членами наблюдательного совета;
8) расширение полномочий членов наблюдательных советов;
9) создание службы внутреннего аудита.
Стоит отметить, что на сегодняшний день большинство организаций здравоохранения уже переведены в юридические формы, способствующие внедрению элементов корпоративного управления, такие как предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами, АО и ТОО.
Существующая модель корпоративного управления в ГП на ПХВ в сфере здравоохранения состоит из наблюдательного совета с ограниченными полномочиями и единоличным руководителем предприятия. При этом, единоличное управление крупными госпредприятиями не всегда позволяет обеспечить полноценное и прозрачное управление.
Как уточнили в Минздраве, из 800 государственных организаций здравоохранения подлежат переводу на право хозяйственного введения 712 организаций, из которых уже преобразовано 674 (95%) медорганизаций. В 436 (69%) медицинских организациях (от 674 ГП на ПХВ) созданы наблюдательные советы, где рассматриваются вопросы по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятия и улучшения качества медицинских услуг.
Кроме того, переход медицинских организаций в форму государственного предприятия на праве хозяйственного введения позволит предприятию самостоятельно утверждать формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, систему премирования и иного вознаграждения за счет объемов оказанных услуг.
Финансирование программы
По данным профильного ведомства, общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы развития здравоохранения составили 944 998,8 млн тенге, из них в следующем году предполагается направить 201 606,8 млн тенге.
Модернизация отрасли
В целях реализации послания главы государства народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" (31 января 2017 года) определены основные приоритеты развития страны, направленные на обеспечение темпов роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 развитых стран.
В этом направлении отрасль здравоохранения рассматривается как сервисная экономика. С этой целью в Министерстве здравоохранения внедрено проектное управление и реализуется проект "Модернизация отрасли здравоохранения", который направлен на ускоренный рост экономики отрасли и обеспечение глобальной конкурентоспособности страны.
Для реализации проекта "Модернизация отрасли здравоохранения" выделены шесть инициатив, такие как:
1) внедрение обязательного социального медицинского страхования;
2) развитие конкуренции и частной медицины;
3) создание единого информационного пространства здравоохранения;
4) развитие лекарственного рынка;
5) развитие медицинского туризма и импортозамещения;
6) уменьшение бремени ключевых заболеваний.
Также принципы проектного управления внедрены на уровне областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, и реализуется проект "Модернизация отрасли здравоохранения".
Совершенствование лекарственного обеспечения
В соответствии с посланием президента "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" и созданием общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в Евразийском экономическом союзе, разработан проект закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий".
Документ предусматривает принципы введения регулирования цен на все лекарственные средства. В частности, появится компетенция по регистрации цен на все лекарственные средства и установлению предельных оптовых и розничных наценок. В то же время из компетенции местных исполнительных органов будут исключены функций по выдаче лицензий на осуществление фармацевтической деятельности с передачей уполномоченному органу в области здравоохранения.
Планируемые законодательные поправки также предусматривают формирование казахстанского национального формуляра на основе оценки технологий здравоохранения. Он утвержден приказом Минздрава РК от 8.12.2017 года №931. Документ включает 3036 наименований лекарственных средств, перечень средств с доказанной клинической эффективностью и безопасностью, содержащий информацию о лекарственных средствах и ценах, являющийся обязательной основой для разработки лекарственных формуляров.
Помимо этого, в законопроекте содержится внедрение этических норм продвижения лекарственных средств, что позволит профильному ведомству усилить контроль за выписыванием и потреблением рецептурных лекарств, проводить анализ выбора лекарств, в том числе и на доказанную эффективность.
Еще одно планируемое новшество - переход на электронный закуп лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного медицинского страхования посредством веб-портала закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также единого оператора для сопровождения и системно-технического обслуживания веб-портала.
К настоящему времени в мажилисе проведено 17 рабочих групп по указанному законопроекту.
Вместе с тем разработаны и утверждены (от 8 февраля 2018 года №53) новые правила формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Согласно правилам, каждый заявитель будет предоставлять данные о цене завода-производителя при продаже в другие страны, исходя из которой в Казахстане будет регистрироваться цена не выше средней цены других стран.
В настоящее время Национальным центром экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники проводится работа по регистрации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Кроме того, Министерством проводятся круглые столы, семинары, распространяется информация в СМИ по информированию производителей, официальных представителей производителей, фармацевтических ассоциаций и разъяснении новых правил регистрации и формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Помимо этого, в настоящее время Минздравом в онлайн-режиме контролируется ситуация по лекарственному обеспечению: анализируются данные информационных систем лекарственного обеспечения Министерства и СК-Фармации, социальные сети, обращения на интернет-ресурсы Министерства, телефоны горячей линии. В рамках этой работы с января поступило более 2 тыс. обращений граждан.
Список лекарственных средств, изделий медицинского назначения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования, закупаемых у Единого дистрибьютора на 2019 год, утвержден от 18 июля 2018 года. Сбор потребности и проведение закупа лекарственных средств и изделий медназначения проведены в августе-сентябре текущего года, а в ноябре-декабре состоится поставка на склады Единого дистрибьютора для дальнейшей отгрузки и выдачи населению с 1 января 2019 года.
В соответствии с действующим приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 сентября 2015 года №766 "Об утверждении правил обеспечения лекарственными средствами граждан", формированием потребности в лекарствах для обеспечения диспансерных пациентов на амбулаторном уровне занимаются региональные управления здравоохранения. Оно ведется с учетом динамики заболеваемости, регистров диспансерных пациентов и темпов потребления за предыдущий финансовый год.
В целях совершенствования информационных систем произведена интеграция между информационной системой лекарственного обеспечения Минздрава и Единой фармацевтической информационной системы ТОО "СК-Фармация". А до конца года будет закончена интеграция с электронным регистром диспансерных больных.
Таким образом, формирование потребности и мониторинг использования лекарственных средств будет персонифицирован по каждому пациенту.
Кроме того, в целях повышения прозрачности, упрощения процедур и снижения административных барьеров в сфере лекарственной политики во втором полугодии текущего года был запущен пилотный проект по переходу на электронный закуп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупаемых через Единого дистрибьютора. В настоящее время пилотный проект успешно апробирован и реализуется при закупе лекарственных средств и изделий медицинского назначения на 2019 год.
В целях улучшения качества обслуживания (информированности и удовлетворенности) клиентов Единым дистрибьютором создано структурное подразделение "Контакт-центр", который является единой точкой доступа по получению информации по вопросам лекарственного обеспечения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) на амбулаторном и стационарном уровнях.
Как рассказали в Минздраве, контакт-центр обеспечен многоканальным единым бесплатным коротким номером 1439 и нацелен на качественное и профессиональное консультирование широкой аудитории клиентов по вопросам лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
Контакт-центр также имеет многопользовательскую программную структуру, удобный интерфейс, обеспечен полной комплектацией функционала и укомплектован операторами, имеющими высшее медицинское/фармацевтическое образование.
Таким образом, Контакт-центр оказывает оперативное обслуживание запросов и профессиональное консультирование клиентов по вопросам лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и медицинской помощи в системе ОСМС.
Цифровизация в сфере здравоохранения
Для полномасштабного запуска процессов цифровизации здравоохранения продолжается работа по обеспечению организаций здравоохранения необходимой ИТ-инфраструктурой: ведется оснащение компьютерами, доступ к сети интернет, внедрение медицинских информационных систем.
На текущий момент врачи и средний медицинский персонал организаций здравоохранения по Казахстану оснащены компьютерной техникой на 90,8%. До конца года местными исполнительными органами планируется обеспечить 100% охват.
На уровне городов и районных центров все организации здравоохранения обеспечены доступом к сети интернет. Однако, на уровне ниже районных центров и в отдалённых сельских районах проблема доступа к сети Интернет пока не решена. Только 54% объектов здравоохранения ниже районного уровня подключены к сети Интернет. Для решения данной проблемы Министерством совместно с заинтересованными государственными органами и местными исполнительными органами проводится работа по поэтапному подключению объектов здравоохранения к сети Интернет посредством наземных каналов связи и альтернативных видов связи.
Уровень внедрения медицинских информационных систем (МИС) в организациях здравоохранения Республики Казахстан до районного уровня составил 99%, ниже районного уровня - 53%. К концу года уровень внедрения МИС в организациях здравоохранения до районного уровня планируется достичь показателя до 100%. При этом график внедрения МИС ниже районного уровня будет синхронизирован с графиком подключения к сети Интернет и завершится к 2021 году.
В текущем году также начат пилот по внедрению безбумажного ведения медицинской документации во всех регионах. В рамках данного проекта идет поэтапный отказ от бумажных форм. На региональном уровне в МИС созданы и заполнены 15 640 333 электронных паспортов здоровья, что составляет 85,6% от общего количества населения.
Всего в рамках пилота задействовано порядка 566 самостоятельных медицинских организаций.
По состоянию на 22 октября 2018 года, ведение первичной медицинской документации в самостоятельных медицинских организациях ведутся в электронном формате, в среднем 68 форм из 121 в 676 медорганизациях из 713 планируемых по республике.
Строительство и открытие новых объектов здравоохранения
За последние пять лет в Казахстане в рамках средств государственного бюджета было построено более 340 объектов здравоохранения, преимущественно это амбулаторно-поликлинические организации, такие как поликлиники, врачебные амбулатории, медицинские пункты, фельдшерско-акушерские пункты. Строительство указанных объектов позволило значительно улучшить качество и доступность медицинской помощи населению страны, в том числе в отдаленных населенных пунктах.
В текущем году в рамках средств республиканского бюджета осуществляется строительство 18 объектов здравоохранения (12 больниц, 6 поликлиник) в десяти регионах страны на общую сумму 17 млрд тенге. В то же время, финансирование строительства амбулаторно-поликлинических организаций мощностью менее 250 посещений в смену и стационарных объектов мощностью менее 150 коек осуществляется акиматами регионов самостоятельно в рамках средств местного бюджета.
Вместе с тем для развития инфраструктуры здравоохранения ведется активное применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, перечень проектов ГЧП в здравоохранении включает 261 (преимущественно медицинская техника, поликлиники, врачебные амбулатории, медицинские пункты и фельдшерско-акушерские, стационары). Находятся в разработке 3 республиканских проекта ГЧП по строительству и эксплуатации многопрофильной больницы на 300 коек при РГП на ПХВ "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова" Минздрава РК в городе Алматы, по строительству и эксплуатации многопрофильной клинической больницы на 300 коек при РГП на ПХВ "Карагандинский государственный медицинский университет" в Караганде и по созданию объединенной университетской больницы при РГП на ПХВ "Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова" в Алматы.
Также, по информации местных исполнительных органов областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, заключены договоры по 68 местным проектам ГЧП на общую сумму 36,1 млрд тенге, и еще ведется разработка 190 местных проектов ГЧП.
В рамках заключенных договоров ГЧП уже установлены 6 единиц магнитно-резонансного томографа в Западно-Казахстанской, Карагандинской областях, 5 единиц компьютерного томографа в Карагандинской, Павлодарской областях, 5 единиц рентгенодиагностического аппарата в Атырауской области. Построены офтальмологическая больница, станция скорой помощи и детская стоматологическая поликлиника в Актюбинской области, три врачебных амбулатории в Кызылординской области, открыты две лабораторий в Алматинской и Костанайской областях, четыре офтальмологических, по одному гемодиализному, аллергологическому центру и центра гематологии в Карагандинской области, две поликлиники в Карагандинской и Кызылординской областях.
С целью обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры здравоохранения, Государственной программой развития здравоохранения РК "Денсаулык" на 2016-2019 годы предусмотрены меры по обновлению и развитию инфраструктуры здравоохранения с активным вовлечением ресурсов частного сектора на основе государственно-частного партнерства.
С этой целью акиматами регионов сформированы и реализуются перспективные планы развития инфраструктуры здравоохранения на 2018-2025 годы, предусматривающие поэтапное обновление объектов здравоохранения, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт.