12.01.2024, 14:10 162936

Мнением о создании нового города между Алматы и Конаевым поделился политолог

Мнением о создании нового города между Алматы и Конаевым поделился политолог
Фото: Акимат Алматинской области
Политолог Данияр Ашимбаев отметил, что создание нового города в Алматинской области вызвало весьма оживленную реакцию, "особенно на фоне достаточно амбициозных планов республиканского и областного руководства".

При этом он подчеркнул, что ради справедливости "нужно отметить ряд аспектов проблемы".

Первое - миграционные, демографические и социально-экономические причины достаточно сильно изменили региональную структуру страны. Ряд населенных пунктов, имеющих статус села или поселка, быстро набрали численность, а несколько городов просели по численности населения.

Этот процесс не нов. Львиная доля современных городов выросла из сел и рабочих поселков. Некоторым городам (к примеру, Каркаралинск), напротив, понизили статус. В свое время (1995-1997) была проведена оптимизация региональной структуры с упразднением части областей и районов. Затем происходили корректировки в виде передачи территорий и переноса областных центров. В 2018 г. городом республиканского значения стал Шымкент. В последние годы были вновь созданы три области, ряд районов, два населенных пункта стали городами. В планах снижение статуса 3 городов и повышение статуса ряда крупных сел. К числу таких, в частности, относится и уже бывший Жетыген, население которого превысило 50 тыс. человек (в него включены и поселки Заречное и Коянкус, а также дачные массивы). Это естественный процесс", - написал политолог в своем Telegram-канале.


Второе - это проблема развития Алматы и Алматинской агломерации. Население южной столицы стремительно растет, в орбиту влияния мегаполиса входит все большее число территорий.

Не так давно городу неоднократно передавались те или иные куски области, на территории которых созданы Алатауский и Наурызбайский районы. В свое время была попытка развивать Капчагай, но она далеко не пошла", - напомнил Ашимбаев.


Также остается проблема дачных поселков, их в области 674, где проживают 188 тысяч человек. Требует решения и маятниковая миграция. Ежедневно из области в Алматы заезжают и уезжают обратно около 400 тысяч человек. Обеспечение их работой - одна из главных задач новой области, обратил внимание эксперт.

Реорганизация Алматинской области с переносом областного центра в Капчагай (ставший Конаевым), разработка и принятие планов развития области, города и агломерации позволяют создать более системную основу для модернизации и децентрализации региона", - считает он.


Третье. Достаточно давно был разработан проект города-спутника Алматы под названием Gate 4 City. У проекта есть инвестор в лице Caspian Group. План развития города-спутника был принят давно, недавно был обновлен и находится в работе. Проект решили провести через ребрендинг, использовав традиционное в Алматинском регионе название "Алатау".

Даже если не рассматривать амбициозные проекты, то создание нового города на базе большого села закономерно само по себе. Этот проект хорошо совместим с потребностью в децентрализации Алматы, созданием новой индустриальной зоны, а также имеет перспективы адекватного развития жилищного сектора вкупе с образовательной, медицинский и социальной сферами. Последняя тема очень болезненно развивается в Алматы, где застройщики вкупе с городскими властями ее практически проигнорировали. По данным партии "Аманат", в мегаполисе в минувшем году не построили ни одной школы - на фоне десятков, если не сотен, не очень качественно построенных жилых комплексов, имеющих проблемы с водо- и энергоснабжением", - считает политолог.


Идея нового города между Алматы и Конаевым может при грамотной реализации часть этих проблем решить, убежден он.

Планы развития очень амбициозные, с постоянным употреблением формулировки "что-то мирового уровня". Туризм, индустрия, логистика, медицинский и образовательный кластер, международный центр развития бизнеса. Два миллиона жителей - через четверть века", - перечислил Ашимабев.


Основой проекта будет СЭЗ "G4 City" (ныне СЭЗ "Алатау"), созданная в прошлом году. В декабре по поручению президента РК ее площадь увеличилась с 30 тысяч до 96,5 тысячи га.

На территории СЭЗ будут размещены производства по таким видам, как переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков; производство ковров и ковровых изделий; ткацкое производство; отделка тканей и текстильных изделий; производство обуви; производство древесной массы и целлюлозы; производство бумаги и картона; производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары; производство изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента; строительство жилых и нежилых помещений; строительство водных сооружений; складирование и хранение грузов; транспортная обработка грузов; вспомогательная деятельность сухопутного транспорта.

Политолог обратил внимание, что, несмотря на то что G4 - старый проект, ответственности за его развитие не было. Теперь будет аким нового города. Для привлечения инвестиций создана соответствующая инфраструктура СЭЗ.

По планам разработчиков, реализация проектов развития приведет к созданию новых 139,9 тысячи рабочих мест, привлечению 15,2 трлн тенге прямых инвестиций, увеличению экспорта на 675,7 млрд тенге и т.д.

Все это требует не только больших вложений, адекватного управления и жесткого контроля, которые в наших условиях не являются константами. Резюмируя, отметим: само по себе преобразование в город и консолидация нескольких населенных пунктов - это хорошо. Развитие пригородной зоны Алматы, не просто как части городской агломерации, а в качестве самостоятельного центра - тоже, в целом, позитивно. Наличие единой концепции развития агломерации делает проекты не конкурентными, а взаимодополняющими. Ну, а как все получится - покажет время. Идеи неплохие, теперь все зависит от исполнения", - заключил эксперт.


Что даст создание нового города в Казахстане, рассказали в Миннацэкономики.


Указанная точка зрения в информационных материалах может не совпадать с точкой зрения редакции информационного агентства Kazakhstan Today
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?