27.06.2007, 17:47 905

Центральная Азия способна проводить собственную политическую линию на международной арене - эксперт

АСТАНА. 27 июня. Kazakhstan Today. Центральная Азия вполне способна проводить собственную политическую линию на международной арене. Такое мнение высказал заместитель заведующего центром внешней политики администрации президента Марат Шайхутдинов, передает корреспондент агентства.

"Мировые державы должны осознать, что большая игра в ее прежнем виде в регионе уже невозможна, поскольку Центральная Азия и входящие в нее страны сильно изменились по сравнению с началом 90-х и даже с началом 2000-х годов. Центральная Азия достаточно созрела для проведения собственной политической линии на международной арене", - сказал М. Шайхутдинов сегодня на республиканской научно-теоретической конференции "Современные проблемы и актуальные направления научных исследований в обеспечении нацбезопасности".

"В настоящее время мы являемся свидетелями обострения политических и экономических противоречий между глобальными игроками и различными международными организациями, в том числе и на центральноазиатском пространстве. Особое значение в связи с этим приобретает характер взаимоотношений внутри стратегического треугольника США - Россия - Китай", - отметил М. Шайхутдинов.

Он заметил, что Россия является заинтересованной стороной в уменьшении американского присутствия в регионе. "Однако, по мнению многих авторитетных экспертов, уход США не упростит, а усложнит ситуацию, поскольку в этом случае на поверхность выйдет и многократно усилится ныне скрытая конкуренция между Россией и Китаем за доминирование в нашем регионе", - добавил представитель центра.

"В преддверии очередного саммита ШОС в Бишкеке обостряются дискуссии по поводу основных векторов развития этой организации. Становится очевидным, что каждая страна - участник ШОС имеет собственный интерес. В этой связи очень важно, чтобы был услышан голос не только Казахстана, но и других небольших государств, входящих в ШОС", - продолжил М. Шайхутдинов.

Он также напомнил о географической близости к региону "ряда "горячих точек" планеты". "К сожалению, антитеррористическая коалиция не сумела обеспечить стабильность и безопасность в Афганистане. Мы получили новый виток гражданской войны на более высоком военно-техническом и информационном уровне. В результате не только не уменьшились, но и увеличились такие угрозы национальной и региональной безопасности, как нелегальный наркотрафик, религиозный экстремизм, незаконная миграция", - считает эксперт.

Аналогичная ситуация, по его мнению, складывается и в Ираке, где "дело дошло до гражданской войны между шиитскими и суннитскими общинами, становится реальной угроза раскола страны на несколько частей". "Ирак превратился в мощный очаг международного терроризма, эти и другие региональные конфликты так или иначе влияют на состояние национальной безопасности Казахстана и региональной безопасности всего евразийского пространства", - убежден представитель администрации президента.

Кроме того, по его мнению, "конфликтным потенциалом обладают и проблемы мирового энергетического баланса". "В обстановке обострения ситуации на Ближнем Востоке взоры других стран обращены к Каспийскому региону, что в определенной мере выгодно Казахстану и другим прикаспийским государствам, заинтересованным в притоке иностранных инвестиций. В то же время рост интереса к природным запасам Каспия и стремление навязать прикаспийским государствам те или иные экспортные маршруты, а также неурегулированный статус Каспия ведет к усилению напряженности в регионе", - отметил М. Шайхутдинов.

Он особо подчеркнул, что крайне опасно способствовать милитаризации Каспия. "В этой связи Казахстану важно не только обеспечить надежность своих природных ресурсов и безопасность границ на Каспии, но и проводить взвешенную и прагматичную политику, направленную на диверсификацию экспортных маршрутов и гармонизацию отношений между важнейшими игроками в этой сфере", - считает представитель администрации главы РК.

"Немало проблем есть и в самой Центральной Азии, поскольку регионообразующие государства придерживаются различной стратегии в области внутренней и внешней политики", - добавил М. Шайхутдинов. По его оценке, "несогласованность, а иногда и несовместимость этих стратегий на фоне значительного разрыва уровня жизни населения представляет угрозу нацбезопасности страны".

В частности, не до конца урегулированы приграничные вопросы, существует проблема трансграничных рек и рационального использования гидротехнических ресурсов. Кроме того, "некоторые страны имеют непомерные геополитические амбиции, не подкрепленные экономической мощью", что "толкает их на путь непропорционально высокого роста оборонных расходов". Так, по информации М. Шайхутдинова, Узбекистан в 2007 году выделил на военные расходы сумму в размере 4,8% ВВП, в то время как Казахстан - 1,2%. "Важна не просто цифра, а сама тенденция наращивания военной мощи странами, ныне находящимися в сложных социально-экономических и политических условиях", - отметил М. Шайхутдинов.

При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?