08.06.2023, 16:07 49151

Решения о развитии трансграничной инфраструктуры определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями заинтересованных государств - ЕАБР

Важна гармонизация и стандартизация не только правил и норм, применимых к трансграничным ГЧП, но и трансграничной контрактной практики
Решения о развитии трансграничной инфраструктуры определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями заинтересованных государств - ЕАБР
Фото: ЕАБР
Москва. 8 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Решения о развитии трансграничной инфраструктуры всегда принимаются в политической плоскости и определяются внешнеполитическими и внешнеэкономическими стратегиями заинтересованных государств, отметил в докладе "Трансграничные и межстрановые ГЧП как механизм реализации инвестиционных проектов" на полях Евразийского конгресса' 23 главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР), сообщает корреспондент агентства.

К важным политическим предпосылкам следует отнести инициативы в области регионального экономического сотрудничества, расширения торговли и инвестиций. После принятия политического решения о реализации проекта и на его основе стороны могут приступать к разработке технико-экономического обоснования и переговорам для заключения межправительственного соглашения о реализации проекта трансграничного ГЧП. Особое значение имеет согласованность Трансграничных государственно-частных партнерств и национальных планов инфраструктурного развития на средне- и долгосрочную перспективу. Благодаря согласованным планам инфраструктурного развития двух или более стран трансграничные проекты могут быть реализованы в сжатые сроки и с большими кумулятивными эффектами (пример - рассмотренная в разделе 2 скоростная железнодорожная магистраль Китай - Лаос)", - сообщил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров.


По его словам, "трансграничные ГЧП нуждаются в специальной правовой основе для своей реализации. Межправительственное соглашение закрепляет согласованное волеизъявление государств по поводу создания трансграничной инфраструктуры посредством механизма трансграничного ГЧП, восполняет регуляторные пробелы и создает необходимую международно-правовую основу для трансграничных ГЧП. Такие соглашения дают возможность учитывать специфику самого трансграничного объекта ГЧП и возникающих между конкретными государствами международных отношений.

Национальное законодательство о ГЧП должно учитывать специфику трансграничных ГЧП. Ряд проблем в реализации проектов трансграничных ГЧП возникает вследствие того, что национальные законы о ГЧП государств евразийского пространства регулируют внутренние проекты ГЧП, не предусматривая возможности совместной реализации проекта ГЧП несколькими государствами.

Кроме того, законодательство разных стран по-разному регулирует формы ГЧП, процедуры определения частного партнера, предоставление мер государственной поддержки, разрешения споров, выбора применимого права, что препятствует согласованию единых правовых и финансовых параметров проекта ГЧП. Представляется целесообразным выводить отношения, возникающие по поводу трансграничных ГЧП, из-под действия национальных законов ГЧП и подчинять их международному договору и (или) устанавливать в своих национальных законах о ГЧП единый (унифицированный) правовой режим для трансграничных ГЧП.

Гармонизация норм и правил необходима для успешной реализации трансграничных ГЧП и эффективной эксплуатации трансграничной инфраструктуры. Она позволит добиться эффективной интероперабельности создаваемого объекта трансграничной инфраструктуры и его совместимости с национальными инфраструктурными сетями, упрощения процедур доступа на рынок требуемых для реализации проекта товаров, техники, оборудования, технологий и рабочей силы.

Важна гармонизация и стандартизация не только правил и норм, применимых к трансграничным ГЧП, но и трансграничной контрактной практики. Стандартизированные условия, состоящие из наиболее удобных формулировок, уже апробированных и подтвердивших свою эффективность, могут включаться участниками трансграничных отношений в соглашение о ГЧП и иные проектные соглашения в качестве готовой части.

Ключевым для проекта трансграничного ГЧП является учреждение институционального механизма для его реализации: совместных рабочих групп, комитетов и комиссий, создаваемых правительствами участвующих стран для координации и контроля реализации проекта на всех его этапах. Основными участниками таких совместных рабочих групп являются представители министерств и ведомств, вовлеченных в подготовку и сопровождение реализации проекта трансграничной инфраструктуры, представители заинтересованных организаций и частного бизнеса, научных и общественных организаций, а также гражданского общества", - подчеркнул Евгений Винокуров.


По мнению экспертов ЕАБР, "интеграционные эффекты при реализации трансграничных инфраструктурных проектов, их анализе и оценке должны рассматриваться как один из ключевых факторов. Важен их учет при формировании многосторонних программ и планов инфраструктурного развития, а также перечней "проектов общего интереса".

Трансграничные ГЧП как средство достижения ЦУР представляют собой форму осуществления "устойчивых" инвестиций в создание "устойчивой", обеспечивающей наряду с экономическими социальные и экологические эффекты, предусмотренные ЦУР и ESG, а также способствующей реализации климатической и социальной повестки".

Реализация трансграничных ГЧП требует выделенных ресурсов и скоординированного финансового планирования между странами. А значит, международные банки развития (МБР), а также их синдикаты могут сыграть важную роль в этом процессе.

МБР имеют многостороннее членство, выступают как площадки для согласования позиций государств, а разработанные ими стандарты по экологии и социальным обязательствам могут использоваться при подготовке ТЭО реализации трансграничных проектов. Страны-участницы могут совместно обращаться к международным банкам развития за техническим содействием при разработке технико-экономических обоснований и подготовке текстов межправительственных соглашений, а также для получения кредитов с целью реализации проекта. На этом фоне возрастает значение деятельности Евразийского банка развития как "связующего звена" в трансграничных проектах ГЧП с его налаженными механизмами сотрудничества со всеми государствами ЕАЭС, отработанной политикой управления рисками в каждой из стран-членов, наличием собственной сильной экспертизы ГЧП и специальных финансовых инструментов, обеспечивающих финансовую жизнеспособность трансграничных ГЧП.

ЕАБР продвигает трансграничные ГЧП как модель сотрудничества, основанную, с одной стороны, на увязке планируемых к реализации инфраструктурных проектов с совместным развитием представляющих интерес для всех стран ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа объектов инфраструктуры, а с другой стороны - на многостороннем партнерстве государств ЕАЭС и Центральной Азии с ЕАБР, частными и институциональными инвесторами, институтами развития для финансирования таких проектов.


Учитывая проведенный анализ и разработанные руководящие принципы, ЕАБР подготовит проект модельного соглашения, которое будет отражать лучшую договорную практику государств по трансграничным ГЧП. Его использование заинтересованными странами послужит облегчению и ускорению международного переговорного процесса, будет вносить больше определенности при формировании и согласовании позиций договаривающихся государств. Банк может выступить как центр экспертизы и в рамках реализации своей Стратегии на период 2022-2026 гг., предусматривающей оказание услуг юридического консультирования, и на этой основе помогать заинтересованным правительствам разрабатывать межправительственные соглашения о реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма трансграничного ГЧП", - говорится в докладе.

Напомним, сегодня в Сочи в парке науки и искусства "Сириус" начинает работу Евразийский конгресс’23. В ходе Евразийского конгресса'23 состоялась презентация аналитического доклада Евразийского банка развития о трансграничных государственно-частных партнерствах.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?