18.05.2023, 22:22 65616

Торгово-экономическое сотрудничество Китая с Центральной Азией

В последние годы в рамках совместного строительства "Пояса и пути" продолжала ускоренными темпами наращиваться взаимосвязанность между Китаем и странами Центральной Азии
Торгово-экономическое сотрудничество Китая с Центральной Азией
Фото: russian.news.cn
С 18 по 19 мая в Сиане провинции Шэньси пройдет саммит "Китай - Центральная Азия". Председательствует на мероприятии председатель КНР Си Цзиньпин. На встречу приглашены президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Впервые за последний 31 год с момента установления дипломатических отношений главы этих государств проводят саммит в очном формате, что является важной вехой в истории развития отношений между Китаем и странами Центральной Азии.

В начале 2022 года председатель КНР Си Цзиньпин призвал к формированию более тесного сообщества единой судьбы Китая и стран Центральной Азии. За последний год с небольшим Китай провел Форум торгово-экономического сотрудничества "Китай - Центральная Азия" и первый Форум по промышленному и инвестиционному сотрудничеству, а также обнародовал "Совместную инициативу по качественному и устойчивому развитию торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией" и "Циндаоскую инициативу по промышленному и инвестиционному сотрудничеству в формате "Китай + пять стран Центральной Азии"". Все это придало новый импульс углублению торгово-экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии.

Все активней продвигается процесс взаимосвязанности. В последние годы в рамках совместного строительства "Пояса и пути" продолжала ускоренными темпами наращиваться взаимосвязанность между Китаем и странами Центральной Азии. Был запущен Транскаспийский международный транспортный маршрут, что позволило соединить Китай с Казахстаном и через Каспийское море выйти на Азербайджан, а затем, пересекая Грузию, Турцию и Черное море, проложить путь в европейские страны. По этому маршруту грузы проходят примерно за 20 дней. По автомобильным и железным дорогам между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном грузы отправляются в Ташкент, Коканд, Андижан, Асак в Узбекистане и Бишкек в Кыргызстане, и прибывают в пункт назначения примерно на пять дней раньше, чем если бы отправлялись по традиционным маршрутам.

Стоит упомянуть и маршруты контейнерных перевозок "Китай - Европа", которые уже стали визиткой взаимосвязанности в странах "Пояса и пути": в 2022 году через КПП Хоргос и Алашанькоу в Китае или через Центральную Азию в Европу проследовало почти 13 тысяч составов, то есть 80% от их общего количества. Непрерывно расширяются трансграничные транспортные каналы между Китаем и Центральной Азией, методы транспортировки диверсифицируются, что помогает странам Центральной Азии преобразовать недостатки удаленности от морских портов в преимущества транзитного узла, задействовать потенциал транзитных перевозок и создать благоприятные условия для расширения торговых обменов.

Новых успехов удалось достичь в устранении препятствий в торговле. Благодаря совместным усилиям всех сторон объем торговли между Китаем и пятью странами Центральной Азии в 2022 году впервые превысил 70 млрд долларов США, достигнув исторического максимума в 70,23 млрд долларов США и при этом увеличившись на 40% в годовом исчислении. Таким образом удалось досрочно выполнить намеченные лидерами наших стран цели по объему торговли.

В структуре торговли между Китаем и пятью странами Центральной Азии по-прежнему доминируют продукты минерального происхождения, механическое и электротехническое оборудование, а также продукция текстильной промышленности, в то время как продукция сельского хозяйства стала новой точкой роста. Структура торговли продолжается оптимизироваться. Стремительное развитие получает торговля в формате трансграничной электронной коммерции. Она помогает малым и средним предприятиям в странах Центральной Азии ускорить процесс цифровизации и осуществлять международную торговлю в интернете в русле принципа "покупать со всего мира и продавать всему миру".

Инвестиционное сотрудничество трансформируется и модернизируется. Китай уверенными шагами продвигает прямые инвестиции в страны Центральной Азии и постоянно расширяет сферы, в которые эти инвестиции поступают. На сегодня Китай является крупнейшим источником инвестиций для Кыргызстана и Таджикистана, вторым по величине для Узбекистана и четвертым - для Казахстана. Что касается сотрудничества в проектах инфраструктурного строительства и производственных мощностей, то в 2022 году China Energy Engineering Corporation заключила в Узбекистане контракты на выполнение восьми проектов общей стоимостью более 10 млрд юаней.

Проекты затрагивают сразу несколько областей: альтернативные источники энергии, строительство, индустриальные парки, строительные материалы, нефтегазопроводы и др. Объем накопленных прямых инвестиций Китая в сельское хозяйство пяти стран Центральной Азии по состоянию на конец 2021 года составил порядка 400 млн долларов США. Вложения используются для переработки пшеничной муки и растительного масла, разведения и убоя крупного рогатого скота и овец, выращивания хлопка и обработки текстильных материалов, что стало значительным вкладом в развитие отрасли и создание рабочих мест. В сфере высоких технологий Китай и Узбекистан изучают возможности строительства биотехнологических кластеров и инновационных технопарков, а также планируют создать совместный инвестиционный фонд для реализации этих проектов.

В области регионального сотрудничества заметны впечатляющие результаты. Китай и страны Центральной Азии соседствуют друг с другом и имеют общую границу протяженностью более 3300 километров. Приграничное сотрудничество всегда было одним из ключевых направлений двустороннего взаимодействия. Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан являются основными торговыми партнерами Синьцзян-Уйгурского автономного района.

В марте 2023 году китайская делегация из Синьцзяна в рамках дружественных обменов посетила Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, где подписала девять документов: соглашений или протоколов о намерениях наладить побратимские отношения. 17 крупных синьцзянских предприятий подписали соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве на сумму 750 млн долларов США с предприятиями трех стран, в рамках заключенных соглашений будет развиваться взаимодействие в области энергоресурсов, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, трансграничной электронной торговли, электроэнергетики, строительства инфраструктуры. Помимо этого, был заключен ряд соглашений о сотрудничестве в области медицины и образования, а также заложена важная основа для всестороннего расширения регионального сотрудничества между Китаем (Синьцзян-Уйгурским автономным районом) и странами Центральной Азии.

По прогнозам международных организаций, темпы экономического роста Китая и стран Центральной Азии в 2023 году будут выше среднемировых. Этот регион становится поясом сотрудничества для качественного развития и будет демонстрировать опережающее развитие в области совместного строительства "Экономического пояса Шелкового пути". В нынешней сложной международной ситуации Китай и страны Центральной Азии могут посредством постоянного углубления сотрудничества и налаживания более тесных экономических связей обеспечивать стабильность региональных производственных цепочек и цепочек поставок, а также способствовать экономическому развитию стран и регионов.

Лю Хуацинь, директор Института по исследованию Евразии Академии международного торгово-экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?