04.12.2024, 10:00 62491

Китайская система "Бэйдоу": уникальный путь развития спутниковой навигации

Китайская система "Бэйдоу": уникальный путь развития спутниковой навигации
Фото: Схематическое изображение 59-го и 60-го спутников навигационной системы Бэйдоу на орбите. Фотоматериал предоставлен Китайской академией наук
Недавно с космодрома Сичан в провинции Сычуань (Юго-Западный Китай) состоялся запуск 59-го и 60-го спутников навигационной системы "Бэйдоу". Это вторая группа спутников на средней околоземной орбите, запущенная с тех пор, как система "Бэйдоу-3" была официально введена в эксплуатацию для предоставления спутниковых навигационных услуг по всему миру, и последний запуск в рамках этой системы.

Спутниковая навигационная система "Бэйдоу" является самостоятельно разработанной Китаем и независимо функционирующей системой, созданной с учетом национальной безопасности и потребностей социально-экономического развития. За годы развития "Бэйдоу" превратилась в важнейшую базовую инфраструктуру нового типа, предоставляющую круглосуточные, всепогодные, высокоточные услуги позиционирования, навигации и синхронизации времени для пользователей по всему миру.

С момента основания проекта в 1994 году система "Бэйдоу" прошла 30-летний путь развития. Согласно плану построения навигационных спутников Китая, "Бэйдоу-1" охватывала только территорию страны, "Бэйдоу-2" расширилась до Азиатско-Тихоокеанского региона, а "Бэйдоу-3" вышла на глобальный уровень. 31 июля 2020 года глобальная спутниковая навигационная система "Бэйдоу-3" была официально введена в эксплуатацию, что открыло новую эру высококачественного обслуживания мирового сообщества.

Ключевым техническим вызовом при переходе системы "Бэйдоу-3" к глобальному масштабу стало налаживание эффективной межспутниковой связи и осуществление измерений.

В городе Фучжоу провинции Фуцзянь (Юго-Восточный Китай) инженер технологической компании проверяет оборудование цифровой аварийной системы Бэйдоу. Фотоматериал газеты Жэньминь Жибао онлайн/Се Гуймин

Для этого китайские ученые проявили смелость и инновационный подход, предложив технологию межспутниковых линий связи. Так называемая межспутниковая линия связи представляет собой коммуникационную линию между спутниками - беспроводное соединение между космическими аппаратами с функциями передачи данных и измерения расстояния, обеспечивающее глобальное обслуживание на базеназемной инфраструктуры внутри страны. Благодаря этой технологии, даже если спутник "Бэйдоу" находится на противоположной стороне Земли и невидим, связь с ним возможна через межспутниковые линии связи, так реализуется принцип "один спутник подключен - все спутники подключены".

Система "Бэйдоу" объединила усилия более 400 организаций Китая и вобрала в себя плоды труда и мудрость более 300 тыс. научных сотрудников, проложив уникальный путь развития спутниковой навигации.

30 марта 2015 года первый экспериментальный спутник глобальной системы "Бэйдоу-3" был успешно выведен на орбиту. Более 70% технологий этого спутника являются новыми, и он бесперебойно функционирует.

Обычно доля новых технологий на спутнике не превышает 30%. Почему этот показатель был увеличен до 70%?

Линь Баоцзюнь, главный конструктор спутниковой системы "Бэйдоу-3" из Инновационной академии микроспутников при Китайской академии наук, объясняет: "На разработку ключевых технологий обычно требуется 10 лет, а срок службы спутника зачастую превышает 10 лет. К моменту завершения его работы используемые технологии устаревают на 20 лет. Таким образом, инновационность и дальновидность концепции становятся критически важными".

Линь Баоцзюнь объединил более 10 подсистем, в том числе структуру, тепловой контроль и др., в четыре основные функциональные блока: электронику, управление, структуру и полезную нагрузку, упростив системную структуру и повысив общую надежность спутниковой системы. После тщательного отбора и проверки его команда выбрала зрелые компоненты и технологические решения, обеспечив внедрение инновационных технологий и опережающий технический уровень спутника в целом.

В ходе разработки системы "Бэйдоу" было преодолено множество ключевых технологических барьеров и достигнута 100-процентная локализация ключевых компонентов спутников "Бэйдоу-3".

В деревне Чжао Хэ города Синхуа провинции Цзянсу (Восточный Китай) беспилотная рисопосадочная машина с встроенной спутниковой навигационной системой Бэйдоу выполняет автоматизированную посадку риса. Фотоматериал газеты Жэньминь Жибао онлайн/Чжоу Шэгэнь

Чжэн Сяодун, старший инженер Научно-исследовательского института сетевых коммуникаций Китайской группы электронных технологий с 20-летним опытом работы в области наземных систем "Бэйдоу", возглавил команду, самостоятельно разработавшую платформу гражданских коротких текстовых сообщений с китайской спецификой.

В отличие от других спутниковых навигационных систем, которые позволяют только определить местоположение, система "Бэйдоу" дает пользователям возможность не только узнать "где я", но и сообщить "где я" и "что я делаю". В экстренных ситуациях - при землетрясениях или авариях на море, когда традиционные средства связи выходят из строя, система коротких сообщений "Бэйдоу" может стать жизненно важным инструментом для передачи сигналов бедствия и спасения жизней.

Сделать спутниковые SMS доступными для каждой семьи" - именно с этой целью команда Чжэн Сяодуна творчески подошла к интеграции коротких сообщений "Бэйдоу" в смартфоны.


Необходимо было создать продукт, который в миниатюрном корпусе обеспечивает мощную передачу и высокочувствительный прием", - рассказывает Чжэн Сяодун. Команда решила сложные технологические вопросы, разработав первый в мире недорогой энергоэффективный чип для потребительских терминалов коротких сообщений "Бэйдоу".


На сегодняшний день более 2500 водохранилищ в Китае используют услуги гидрологического мониторинга через короткие сообщения "Бэйдоу". Количество прокатных велосипедов, оснащенных китайскими чипами высокоточного позиционирования "Бэйдоу", превысило 10 млн, уже вышли на рынок телефоны с поддержкой функции коротких сообщений "Бэйдоу". Система "Бэйдоу" активно внедряется в различные отрасли, становится ключевым инструментом и движущей силой социально-экономического развития, обеспечивая передовые пространственно-временные решения.

Корреспондент газеты "Жэньминь жибао" Лю Шияо
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?