17.07.2024, 07:30 70816

На Китай приходится более 30% объема мировой торговли, осуществляемой морским путем

На Китай приходится более 30% объема мировой торговли, осуществляемой морским путем
Фото: В контейнерном терминале порта Нинбо-Чжоушань провинции Чжэцзян (Юго-Восточный Китай) ведутся погрузочно-разгрузочные работы. Фотоматериал газеты Жэньминь жибао онлайн/Тан Цзянькай
Более 80% мировой торговли осуществляется посредством морского транспорта, который является жизненно важной артерией для глобальной торговли товарами.

Согласно аналитическому отчету о работе китайских портов на 2024 год (далее - Отчет), недавно опубликованному институтом транспортного планирования и исследований министерства транспорта КНР, в 2023 году на Китай пришлось 30,1% от общего объема мировой торговли, реализованной морским путем. Данный показатель вырос на 2,2 пункта по сравнению с предыдущим годом. Благодаря таким факторам, как оживление внешней торговли и реструктуризация глобальной торговой системы, объем морских перевозок грузов внешней торговли Китая стремительно вырос. Грузооборот прибрежных портов страны достиг 4,96 млрд тонн, увеличившись на 9,6% в годовом выражении.

Контейнеры, уголь, металлические руды, строительные материалы и нефтепродукты являются пятью основными категориями грузов в прибрежных портах Китая. В 2023 году грузооборот этих товаров составил 84% от общего грузооборота прибрежных портов. При этом значительно вырос грузооборот импортного угля и сырой нефти и грузооборот импортной железной руды оставался на высоком уровне.

Наряду с быстрым ростом объемов структура морских перевозок грузов внешней торговли также постоянно оптимизируется. В 2023 году доля контейнерных перевозок в объеме морских перевозок грузов внешней торговли Китая достигла 23,3%, увеличившись на 0,2 пункта по сравнению с предыдущим годом и сохранив тенденцию к ежегодному росту. Сегодня благодаря постоянному совершенствованию таможенных услуг в крупных прибрежных портах Китая все более удобными становятся трансграничные перевозки грузов в контейнерах, включая мелкие товары из города Иу (провинция Чжэцзян, Юго-Восточный Китай), товары для чемпионата Европы по футболу 2024 и электромобили.

На океанский ролкер, пришвартовавшийся у пристани компании Дунфан ганъу при портовой компании Lianyungang Port в городском округе Ляньюньган провинции Цзянсу (Восточный Китай), загружаются автомобили, предназначенные для экспорта. Фотоматериал газеты Жэньминь жибао онлайн/Ван Чунь

В порту Иу таможня открыла специальное окно для чемпионата Европы по футболу. Процесс таможенного оформления реализован по принципу "одного клика", подавляющее большинство экспортных товаров проверяется компьютером и выпускается "мгновенно". Интеллектуальное оборудование, установленное на Западном вокзале Иу, позволяет автоматически принимать контейнеры и проводить проверку без их открытия. В порту Нинбо-Чжоушань таможня Нинбо использует технологию блокчейн для хранения данных и отслеживания грузов, повышая эффективность таможенного оформления массовых грузов. Это позволило увеличить эффективность погрузки контейнеров с электромобилями со 180 штук до более чем 1000 в день. 

Если морские перевозки - это "главная артерия" внешней торговли Китая, то порты - важные органы, соединяющие эту "артерию".

В порту Жичжао провинции Шаньдун (Восточный Китай) железная дорога тянется на запад, проходит через КПП Алашанькоу в Синьцзяне (Северо-Западный Китай) и Казахстан, а затем через Россию, Беларусь, Польшу и Германию достигает порта Роттердам в Нидерландах. Общая протяженность маршрута составляет более 10 тысяч км. Недавно порт Жичжао получил разрешение на осуществление международных комбинированных транзитных грузовых перевозок. Это означает, что доставляемые по морю в порт Жичжао грузы со всего мира теперь могут напрямую отправляться отсюда по железной дороге в Монголию, Россию, Северную Корею, Вьетнам и страны Центральной Азии. 

Грузооборот стремительно растет в ключевых прибрежных портах Китая, в том числе портах в Бохайском заливе, регионах дельт рек Янцзы и Чжуцзян, а также Тонкинском заливе. Годовой прирост грузооборота ряда портов превышает 10%.

Согласно Отчету, в 2023 году в Китае насчитывалось 23 прибрежных порта с годовым грузооборотом свыше 200 млн тонн. Среди них лидирует порт Нинбо-Чжоушань с показателем грузооборота 1,32 млрд тонн.

В порту Шидаосинь города Жунчэн (провинция Шаньдун, Восточный Китай) несколько иностранных грузовых судов, загруженных контейнерами, готовятся к отправке. Фотоматериал газеты Жэньминь жибао онлайн/Ли Синьцзюнь

Внушительный грузооборот говорит о постоянно совершенствующейся системе обеспечения морской навигации в прибрежных портах Китая. Страна создала крупнейший в мире механизм обеспечения безопасности мореплавания. По данным министерства транспорта КНР, с 2013 по 2023 год количество береговых навигационных знаков в Китае выросло на 68,8%, достигнув 20,6 тыс. Все они оснащены функцией дистанционного измерения и управления на базе спутниковой навигационной системы "Бэйдоу". Произошел переход к полному применению электронных морских карт, которые публикуются онлайн и обновляются в реальном режиме времени. В 2023 году было выпущено 4,92 млн электронных морских карт прибрежных районов КНР.

Параллельно Китай построил прибрежную наземную систему усиления сигналов "Бэйдоу", охватывающую 23 станции слежения за спутником и 75 постоянно действующих базовых станций. Эта система обеспечивает навигацию с точностью до сантиметра. Была создана сеть безопасной связи на воде, являющаяся частью глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания. В стране также активно внедряются технологии 4G/5G и спутниковой связи, постоянно повышается пропускная способность системы спутниковой широкополосной связи.

Согласно прогнозу Отчета, сохранится устойчивый рост грузооборота прибрежных портов Китая и объема морских перевозок грузов внешней торговли. Ожидается, что в 2024 году грузооборот во внешней торговле в прибрежных портах страны достигнет около 5,1 млрд тонн, годовой прирост составит около 3,2%.

Заместитель директора Научно-исследовательского института водного транспорта при Министерстве транспорта КНР Ли Цин полагает, что в долгосрочной перспективе в морских портах и в судоходстве необходимо ускорить внедрение таких технологий, как искусственный интеллект, 5G и "Большие данные". Это позволит создать интенсивные и эффективные портовые хабы, способствовать цифровой, интеллектуальной и экологичной модернизации прибрежных портов, а также повысить их комплексный потенциал.

Автор: корреспондент газеты "Жэньминь жибао" Ван Вэньчжэн
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?