03.01.2025, 14:00 7476

В Китае проложили самый длинный высокоскоростной тоннель в мире

В Китае проложили самый длинный высокоскоростной тоннель в мире
Фото: Южный выход тоннеля Тяньшань Шэнли. Фотоматериал газеты Жэньминь жибао /Чжан Уцзюнь
30 декабря 2024 года около 11 часов утра была завершена прокладка самого длинного в мире скоростного автомобильного тоннеля Тяньшань Шэнли, который является частью скоростной автодороги Урумчи-Юйли в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (Северо-Западный Китай) и был возведен Китайской компанией по строительству и коммуникациям (CCCC). Благодаря 22,13-километровому тоннелю время в пути через горы Тяньшань сократилось с 3 часов до всего лишь 20 минут, сообщает газета "Жэньминь жибао".

За 52 месяца строительства коллективу пришлось преодолеть множество сложностей, включая непростые геологические условия. Впервые в истории создания автодорожных тоннелей в Китае был применен проходческий комбайн в твердых породах. Кроме того, был разработан инновационный метод "три туннеля + четыре вертикальные шахты", позволивший существенно сократить сроки строительства в сложных геологических и климатических условиях.

Тоннель Тяньшань Шэнли, проложенный через центральную часть Тяньшаня, представляет собой уникальное сооружение, построенное в условиях низких температур, высокогорья и значительного горного давления. С начала работ в 2020 году тысячи строителей трудились в самом сердце заснеженных гор, создав выдающееся достижение в области транспортного строительства Китая.

При возведении тоннеля им предстояло пересечь 16 зон геологических разломов, 12 из которых находились у входного портала. Здесь строители столкнулись со сложной структурой пород и нестабильной геологией. Участок строительства расположен в зоне высокого горного давления, достигавшего почти 22 МПа. Это все равно что строить в "жидкой каше" - в любой момент могли возникнуть выбросы грязи или горные удары", - рассказал главный инженер пятого участка проекта скоростной автодороги Урумчи-Юйли CCCC Хуан Дэнся.


На отметке 1900 м от входного портала строители встретили самый серьезный разлом на всей трассе - разлом Боа F6 шириной 440 м. Массив горных пород в этом месте был сильно раздроблен и насыщен водой, что создавало колоссальные трудности при строительстве.

Самое сложное для проходческого комбайна - это работа в неоднородной среде, где чередуются мягкие и твердые участки. В таких условиях постоянно возникает риск обвалов и затоплений. Бывали дни, когда водоприток достигал 7000 куб. м", - объяснил начальник инженерного отдела пятого участка шоссе Урумчи-Юйли У Тэлигэнь .


Чтобы предотвратить обрушение, команда усилила крепление, установив более 37800 полиэтиленовых труб с пенобетоном. Это создало демпфирующий слой толщиной 70 см, который помог справиться с давлением разлома на крепь. После 80 дней упорной работы удалось успешно завершить строительство на опасном участке разлома Боа F6.

Строители ведут работы в центральном пилотном тоннеле на входном портале тоннеля Тяньшань Шэнли. Фотоматериал/Лу Фэнбао

Если бы два тоннеля длиной 22,13 км прокладывались в Тяньшане традиционным буровзрывным методом, эффективное время строительства составило бы около 72 месяцев. Однако потребности населения в транспортной доступности и задачи регионального развития требовали максимального ускорения работ.

После проведения многочисленных исследований и расчетов мы пришли к инновационному решению - схеме проходки "главный тоннель + центральный пилотный тоннель"", - сказал главный инженер проекта автодороги Урумчи-Или Мяо Баодун.


По его словам, между двумя основными тоннелями был проложен дополнительный центральный тоннель, где работал специально разработанный CCCC проходческий комбайн. Он выступил в роли первопроходца, открыв дополнительные рабочие фронты для левого и правого тоннелей. По сути, это позволило разделить главный тоннель на несколько участков для одновременного строительства.

Огромный режущий диск с десятками буровых головок постепенно продвигался вперед, превращая породу в щебень. Два проходческих комбайна - "Тяньшань" и "Шэнли" - одновременно шли навстречу друг другу с южного и северного склонов Тяньшаня. Максимальная скорость проходки достигала 20-30 м в сутки, что более чем в 5 раз превышало скорость ручной проходки. Благодаря этому общий срок строительства удалось сократить до 52 месяцев.

Инновационное решение ускорило процесс проходки, увеличив при этом количество забоев, что стало новой проблемой для обеспечения безопасной и эффективной работы.

В пиковые периоды только на выходном портале одновременно действовало 7 забоев. В глубине тоннеля ежедневно находилось более 1200 человек, совершалось 600-700 рейсов различной техники", - отметил руководитель шестого участка проекта Ли Ялун.


В современном центре цифрового мониторинга все данные о числе работников в тоннеле и движении транспорта отображаются в режиме реального времени. Ли Ялун рассказал, что для обеспечения безопасного и организованного передвижения людей и техники была внедрена интеллектуальная система управления движением. Все транспортные средства оснащены датчиками позиционирования, а персонал использует электронную систему контроля доступа. Современные технологии стали надежной опорой в реализации проекта.

Особую сложность представляла задача обеспечения точной стыковки двух встречных забоев в толще горного массива. Для этого была создана специальная группа высокоточных измерений. Каждые полгода специалисты группы проводили совместные измерения на входном и выходном порталах, проверяя плановые и высотные контрольные точки геодезической сети, чтобы гарантировать точное направление проходки.

Автор: Корреспондент газеты "Жэньминь жибао" Ли Яънань
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?