Китайский путь "зеленого развития"
Еще в 1983 году Государственный совет Китая объявил охрану окружающей среды одним из двух основных направлений государственной политики (другим является планирование семьи).
В 1995 году органы государственной власти впервые указали на необходимость контроля и ограничения экономического развития в определенных регионах в целях сохранения окружающей среды. После этого в Китае был принят ряд национальных планов, стратегий и законов об охране окружающей среды.
В настоящее время современный Китай целенаправленно и планомерно реализует стратегию "зеленой" нации. На XVIII Всекитайском съезде КПК было озвучено видение строительства "Прекрасного Китая", основанного на развитии пяти взаимосвязанных компонентов: экономического, политического, культурного, социального строительства и создания экологической цивилизации. Пункт о построении экологической цивилизации был включен в устав партии и по сей день остается одним из основных приоритетов развития страны.
После XIX съезда ЦК КПК строительство "экологической цивилизации" стало одним из ключевых ориентиров развития КНР, а сохранение и восстановление экосистем - одной из основных задач развития страны.
Китай осознает, что не может себе позволить повторять путь модернизации западных стран и должен искать новые модели развития экономики и потому выработала концепцию "экологической цивилизации", которая отражает стремление к поиску и реализации принципиально новых экологически эффективных моделей развития. Практически за одно столетие (период с 1949 до 2050 годы) страна намерена пройти путь модернизации, на который развитым странам потребовалось три столетия.
Строительство "экологической цивилизации" происходит путем осуществления масштабной экологической политики, которая реализуется посредством:
- различных методов экологизации экономики (политических, рыночных, социальных);
- технологического прорыва (стратегия "Сделано в Китае - 2025");
- поворота массового сознания в сторону экологизации и формирования экологической культуры.
Специфичность экологической политики Китая связана со сложившейся системой экономических отношений (рыночная экономика с китайской спецификой). Здесь используются различные командно-административные и рыночные механизмы: 1) ужесточение нормативно-правовых документов и жесткого контроль за их исполнением; 2) стимулирование экоразвития посредством применения системы налоговых льгот, субсидий, госзаказов и пр. (например, "зеленые" госзакупки); 3) оказание государственной помощи (государственные программы по распространению информации и новых технологий, поддержка НИОКР, в том числе субсидии для НИКОР). Наряду с этим осуществляется внедрение различных рыночных инструментов (к примеру "зеленые финансы") и вовлечение общественности в процессы экологизации (активная работа НПО). Система экологического законодательства в стране создана относительно недавно, но уже достаточно обширна и постепенно расширяется, ужесточается. К примеру, к 2017 году было разработано около ста нормативных документов общенационального уровня, касающихся экологической тематики, а "Закон о предотвращении загрязнения почвы в КНР", вступивший в силу в 2019 году, стал самим строгим экологическим законом за всю историю страны.
Особое внимание уделяется всесторонней экономии и высокоэффективному использованию ресурсов. Основные показатели остаются под контролем и управлением центрального правительства, а что касается совокупных объемов и интенсивности потребления природных, земельных и водных ресурсов на единицу ВВП, то эти показатели подлежат особому, "двойному контролю": контроля над общим объемом потребления ресурсов и контроля над интенсивностью потребления этих ресурсов.
Система "зеленых" госзакупок играет существенную роль в экологизации экономики. Начиная с 2002 года в Китае было принято несколько законов, благодаря которым доля "зеленых" закупок в общем объеме государственных затрат стала неуклонно повышаться. С 2007 года в стране действует система экологического регулирования государственных заказов. Закупки товаров для правительственных ведомств осуществляются в строгом соответствии с перечнем сертифицированной продукции.
Государственное субсидирование бизнеса долгое время также было одним из наиболее распространенных механизмов экологизации экономики в Китае. Самое широкое применение он нашел в таких отраслях, как альтернативная энергетика, энергоэффективные технологии и автомобилестроение (а именно, производство электромобилей и гибридных автомобилей, заряжаемых от внешних источников питания). "Зеленые финансы" являются рыночным методом реализации экологической политики, а "зеленые финансовые инструменты" - эффективным инструментом реализации "зеленой" политики.
Так, в 2012 году комиссией по регулированию банковской деятельности был разработаны "Правила зеленого кредитования" (Green Credit Guidelines), направленные на экологизацию экономического развития Китая. В документе говорится о том, что китайские финансовые институты должны публично давать обязательства следовать международным практикам и нормам и обеспечивать соответствие наилучшим международным практикам.
В августе 2016 года семь министерств, в том числе Народный банк Китая (НБК) и Министерство финансов, совместно выпустили Руководство для создания Зеленой финансовой системы ("Руководящие принципы"), впервые раскрыв понятие "зеленых" финансов, стимулов, требований к раскрытию информации, плана развития "зеленых" финансовых продуктов, а также снижению рисков. Этот документ ознаменовал официальное начало финансовой структурной реформы, направленной на содействие зеленому развитию.
Также к рыночным механизмам экологизации относятся различные системы стандартов - как национальные, так и международные. Переход на новый уровень технологичного развития не может быть полноценно осуществлен без внедрения международных стандартов и совершенствования национальной системы стандартизации. Общественные, социальные методы экологизации реализуются по большей мере с вовлечением и посредством такого института гражданского общества как НПО.
В соответствии с поправками к Закону об охране окружающей среды, принятыми в 2014 году, крупные НПО имеют возможность участвовать в публичных слушаниях по проектам, а также подавать судебные иски к компаниям, представляя общественное мнение. Сейчас деятельность НПО сводится к мониторингу состояния окружающей среды и воздействия на нее компаний с последующим составлением различных отчетов и рейтингов; лоббистской деятельности в правительстве, организации общественных выступлений и протестов, мобилизации общественного сознания и независимому надзору за деятельностью компаний и их экологическими показателями.
В случае несоответствия стандартам компаниям грозит не только усиление контроля и увеличение числа проверок со стороны государства, но и общественное порицание. К социальным методам экологизации относятся и мероприятия по раскрытию акционерам информации о своей экологической деятельности компаниями, котирующимися на бирже.
С 2008 года в Китае действуют "Меры по раскрытию государственной информации и экологической информации". Стратегия "Сделано в Китае - 2025" - десятилетний план по модернизации обрабатывающей промышленности Китая, реализуемый с 2015 года. Основная цель - снижение технологической зависимости Китая от развитых стран и позиционирование себя в будущем на мировой арене в качестве конкурентного игрока на уровне таких развитых стран, как Южная Корея, Япония, Сингапур или Германия. Китай постепенно превращается в державу с передовой обрабатывающей промышленностью.
Создаются инновационные центры обрабатывающей промышленности, продолжается ускоренная трансформация и модернизация таких отраслей, как производство механического оборудования, нефтехимическая промышленность, медобслуживание и фармацевтика, металлургия, производство строительных и новых материалов, легкая и текстильная промышленность и др. Уникальность концепция "экологической цивилизации" заключается в том, что в отличие от всеми принятой концепции "устойчивого развития" (УР), включающей экономические, экологические и социальные компоненты, включает два дополнительных компонента - "политику" и "культуру". Это уже не обычный треугольник УР, а более комплексный подход. При этом значимая роль отводится политической власти, как лидирующего элемента, а опора на культурный пласт еще более укрепляет ее. В развивающихся странах эффективность государственной политики в области охраны окружающей среды, чаще всего, определяется экологической зрелостью правящей власти, у которой имеется монопольное право принятия решений. В Китае стимулятором процесса экологизации экономического развития выступает как раз руководство страны.
Кроме того, как отмечают эксперты, Китай является первой страной в мире, которая считает экологическую культуру основой государственной политики. Самая важная задача в формировании экологической цивилизации - воспитание экологически образованных граждан, то есть людей, которые обладают экологическим сознанием и целенаправленно строят экологическое общество. Китайским правительством предприняты попытки перестройки национального сознания и поощрения роста экологического сознания. Произошла переоценка ценности экологического развития.
Среди формирующегося среднего класса постепенно стало развиваться экологическое сознание, формируется экологичное общество. Способствует этому развитие экологической культуры у населения, тем самым осуществляется перестройка всеобщего сознания с "потребительского" на "бережное" отношение. Таким образом, концепция "экологической цивилизации" с опорой на вековые культурные традиции и ценности, в которых центральное место занимает гармоничная связь между человеком и природой, стала идеологической основой для преобразований. В рамках концепции "экологической цивилизации" и экологических ориентиров Китая важная роль отводится инициативе "Одного пояса, одного пути" или "Пояса и Пути".
Так, на II форуме международного сотрудничества "Один пояс, один путь" председатель КНР Си Цзиньпин заявил: "Мы будем и дальше поддерживать принцип достижения общего роста путем диалога и сотрудничества, используя консультации и разделяя ответственность для достижения взаимовыгоды…
Китай поддерживал и будет поддерживать открытость, честность и развитие экологичных технологий. Мы выступаем против протекционизма и будем делать все возможное для построения в будущем открытого, экологичного и успешного Шелкового пути.
Согласно программным документам, Китай вводит единые экологические стандарты для участников ПиП, формирует механизмы и институты зеленого финансирования, минимизирует экологические риски проектов, реализуемых в рамках инициативы.
Таким образом, в ближайшие десятилетия мир может увидеть:
- ведущее государство с современной "зеленой" экономикой, с умными технологиями, чистой энергией и инвестициями в образование и социальное обеспечение;
- страну, вносящую весомый вклад в достижение целей устойчивого развития в мире. При достижении поставленных целей к 2035 году, уже в 2050 году Китай явно продемонстрирует уникальную модель реализации концепции устойчивого развития;
- государство, сохранившего традиции и философию не одного тысячелетнего развития (китайская традиционная культура, традиционная философия Китая, конфуцианство, даосизм и иные философские школы базируются на концепции единства человека и природы).
Автор: Асель Абен, руководитель Представительства КИСИ в городе Алматы