15.08.2016, 15:55 143608

Мой милый и опасный покемон

Феномен успеха игры Pokemon Go и опасности, которые таит в себе повальное увлечение поиском покемонов
Игра с элементами дополненной реальности Pokemon Go в ближайшее время может появиться в App Store и Google Play для россиян. Точное время релиза российского варианта игры, ставшей мировой сенсацией, пока неизвестно, но представитель компании Nintendo, участвовавшей в разработке Pokemon Go и финансировавшей ее, заявил, что это произойдет "скоро". Эксперты уже сейчас предупреждают, что игра не только захватывает, заставляет много двигаться, знакомит с историческими и архитектурными достопримечательностями, но и таит в себе опасности. Некоторые депутаты Госдумы России даже предлагают ограничить возможность играть в нее государственным чиновникам.
Серверы Nintendo "упали" после запуска Pokémon Go, не выдержав ажиотажа пользователей. На Токийской фондовой бирже акции Nintendo немедленно подскочили на 10%, а 11 июля обновили максимум однодневного роста с 1983 года, поднявшись на 25%. С момента выпуска игры компания увеличила капитализацию более чем на 7 миллиардов долларов.
В первые же дни после релиза в США и Японии появились многочисленные сообщения об инцидентах, связанных с выходом игры – автомобильных авариях, спровоцированных отвлекшимися на игру водителями; о том, как грабители пользовались информацией о расположении так называемых "ПокеСтопов", чтобы напасть на игроков; об игравших в покемонов полицейских, находившихся при исполнении служебных обязанностей; телеведущей, попавшей в кадр в прямом эфире во время игры, и так далее. В Сан-Диего два игрока упали с обрыва и разбились. Еще два человека, играя в Pokemon Go, залезли в склеп на кладбище и не смогли оттуда выбраться без посторонней помощи, сообщает "Радио Свобода".

Существуют, правда, истории и другого рода. Увлекшиеся игрой американские морские пехотинцы, находясь в отпуске, помогли задержать подозреваемого в убийстве. Еще один игрок случайно обнаружил смертельно пьяную женщину за рулем движущегося автомобиля и помог избежать серьезной аварии.

Игра Pokemon Go уже удостоилась комментария пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. Отвечая на вопрос журналистов о том, как в Кремле относятся к тому, что на его территории начнут искать покемонов, Песков сказал, что "покемоны – это не повод посетить Кремль, сокровищницу мировой культуры". Депутаты Госдумы коммунисты Сергей Обухов и Валерий Рашкин призвали премьера Дмитрия Медведева ограничить возможность чиновников и силовиков играть в Pokemon Go. В запросе на имя главы правительства они пишут, что игра в рабочее время может "нанести серьезный вред интересам службы и поставить под угрозу безопасность граждан".

За запрет игры высказались петербургские казаки. Радио "Балтика" цитирует атамана Андрея Полякова:

– Нужно людей вытаскивать из виртуального мира, а то это вообще сатанизмом попахивает. Столько есть реально интересных дел и профессий на нашей земле, сколько всего можно интересного сделать, так что нельзя отвлекаться на всякую ерунду.

Петербургское городское казачье общество "Ирбис" подготовило обращение в Роспотребнадзор и ФАС, в котором предлагается запретить приложение на территории России.

А вот, к примеру, Московский зоопарк не возражает, если посетители захотят поиграть на его территории в Pokemon Go. "Если участники игры не будут нарушать правила поведения, существующие в зоопарке, то никто не будет препятствовать игрокам. Если посетители не будут соблюдать правила, то они в любом случае будут удалены с нашей территории", – цитирует представителя зоопарка агентство городских новостей "Москва".

Ведущий гейм-дизайнер компании Intellectokids и по совместительству писатель-прозаик Кирилл Грабовский поделился с Радио Свобода своими мыслями о причинах такого успеха Pokemon Go – и предупредил о потенциальных опасностях, которые таит повальное увлечение детей этой игрой:

– Подобные игры уже были выпущены в 2012 году теми же самыми разработчиками, с очень похожей механикой, где тоже люди должны были путешествовать по реальным городам, по реальной карте, находить на них определенные места, добывать там "энергию". Но они не были связаны со столь популярной франшизой, какой являются покемоны. Создателям игры Pokemon Go удалось совместить поиск на глобальной карте с популярными персонажами, которые уже имеют огромный рынок. Кроме того, можно предположить, что именно сейчас рынок мобильных приложений и общая мобильность населения достигли того критического порога, когда пришло время игр с геолокацией, пришло время игр с сочетанием виртуальной реальности и реальной.

– Какова цель играющего? Он должен обнаружить покемона? Что значит – обнаружить его? По какому принципу он появляется в том или ином месте?

– Игровой процесс достаточно незамысловат. Он построен из двух как бы независимых частей. Первая из них – собственно поиски покемонов. Игрок перемещается по реальному пространству, реальному миру, находя в нем определенные точки. Это выглядит примерно, как поиск дома, магазина, какого-нибудь кафе на Google-карте. Это не удивительно, потому что ведущий разработчик этой замечательной игры – он же по совместительству занимался проектам Google Maps и Google Earth, вел это направление в рамках Google. Таким образом, у него уже накоплен огромный опыт взаимодействия с геолокацией. Игроки путешествуют по городам, по миру и находят специальные места, так называемые "ПокеСтоп". В этих местах они могут находить покемонов, предметы, ресурсы и прочие вещи, которые для игры необходимы.

Если смотреть со стороны, то это выглядит как человек, который идет и что-то усердно ищет по карте, глядя в свой мобильник. Когда покемон найден, игроку необходимо его "поймать". Здесь начинается вторая часть игры, связанная с "дополненной реальностью". Игрок включает камеру своего мобильного телефона и видит окружающую реальность, совершенно нормальную, в которой где-то неподалеку спрятался маленький мультяшный покемон. Сам покемон – это просто изображение, наложенное на то, что "видит" камера телефона игрока. Найдя этого покемона, наведя на него свой телефон, игрок должен "бросить" в него виртуальный шарик-ловушку. После этого покемон оказывается в его распоряжении. Сам по себе игровой процесс, как вы видите, очень незамысловат. Но при этом он хорошо ложится на такие привычные для современных молодых людей факторы, как поиск какого-то места в Интернете, фотографирование достопримечательностей с использованием камеры мобильного телефона. Он интуитивно понятен и очень-очень прост. Найдя покемонов, собрав себе коллекцию, игроки могут находить специальные залы, это тоже места на реальной карте, в которых они могут сразиться с другими игроками с их покемонами (другим игрокам, естественно, придется тоже туда прийти) в виртуальных "поединках". Покемонов можно улучшать. Покемонов можно выращивать. Для них можно покупать всякие компоненты, которые делают их более сильными. Но основной компонент и наиболее привлекательная часть игры – это, конечно, поиск. Вот так и выглядит эта игра.

– Но для этого нужно беспрерывно передвигаться?

– Совершенно верно. И это – один из ключевых моментов. Ни для кого не секрет, что сейчас одна из самых больших проблем для молодежи – это то, что люди проводят целые дни за своими компьютерами, за своими мобильными телефонами и очень мало мобильны сами. Для того чтобы найти покемона, приходится проходить иногда довольно значительные расстояния. А для того чтобы его "вырастить" и "натренировать", игра просто требует, чтобы игрок прошел какое-то расстояние – иногда в несколько километров. Только после того, как он это сделает, покемон получит свой апгрейд, станет более сильным. Многие подростки, которые до сих пор сидели в Интернете, сейчас стали активно гулять, путешествовать, общаться друг с другом, встречаясь в этих самых "активных" точках на реальной карте. И это, пожалуй, положительный эффект игры. В связи с нынешней всеобщей виртуализацией это не может не радовать.

– Какую-то образовательную нагрузку несет эта игра?

– Здесь скрыты некоторые моменты, которые внушают опасения по поводу образовательной нагрузки. Большинство "активных" точек – это те или иные достопримечательности в городах. Отчасти это наследие предыдущей игры, которая была ориентирована на такой достаточно мрачный магический мир, гораздо более серьезный – со сбором манны и магической энергии. Она была привязана к достопримечательностям. Большинство точек, где можно найти покемонов, это какие-то знаковые места на Google-карте. И, путешествуя, дети, подростки и молодые люди знакомятся с родным городом.

Но есть и другой аспект, который, насколько мне известно, очень волнует, в том числе и нашу отечественную общественность. Дело в том, что часть достопримечательностей, объектов культуры являются одновременно сооружениями той или иной религии, иногда мемориальными комплексами. И нашествие подростков с мобильными телефонами, например, на кладбище или в церковь действительно может быть воспринято не очень адекватно. Насколько я понимаю, это и есть основное опасение главных противников игры. Что можно сказать по этому поводу? Да, действительно, в США есть жалобы, например, со стороны музея Холокоста или со стороны Арлингтонского кладбища. Они не хотели бы видеть игроков в эту игру на своей территории. И мне кажется, что эти мнения, эти требования вполне правомерны. Но я полагаю, что эту проблему удастся решить гораздо проще, чем общим запрещением игры на территории той или иной страны, к чему призывают некоторые наиболее радикальные из наших соотечественников. Полагаю, что в ближайшее время будет возможность связаться с технической поддержкой и командой разработчиков – просто исключить такие трепетные точки из базы данных. Но сейчас это, действительно, не так. Не далее как сегодня, играя в эту игру, я обнаружил точку появления покемонов во дворе одного православного храма. Это выглядело не слишком привлекательно. Проблема определенно есть. Но я уверен, что ее удастся решить относительно малой кровью.

– Можно ли предполагать, как долго продержится ажиотаж вокруг игры?

– Ажиотаж вокруг этой игры определенно продержится, если учесть, что у нас она еще официально не выпущена, до конца года. Но это только самое-самое начало истории. Как у любого успешного продукта, у этой игры, несомненно, будет огромное число подражателей. И в течение ближайшего года нас ожидает, скорее всего, настоящий бум игр, связанных с геолокацией, дополненной реальностью. Очевидно, что рынок созрел для этого. Да, в ближайшее время мы будем видеть много подростков, которые смотрят в свой телефон и высматривают что-то невидимое, несуществующее и ищут его где-то в реальном мире. Это, к счастью или к несчастью, совершенно точно случится. В принципе, мир виртуальной реальности и дополненной реальности надвигается на нас семимильными шагами. И это прогресс, который вряд ли кто способен остановить.

​Я бы хотел обратить внимание еще на одну очень важную проблему. Она касается в первую очередь возрастных ограничений. Это самый щекотливый вопрос. Я сам отец нескольких детей, часть из них достаточно малы возрастом. И когда подросток или ребенок идет по улице и смотрит в свой телефон, высматривая несуществующего покемона, он, естественно, игнорирует реальность и вполне подвержен всяким реальным опасностям. Уже есть предупреждение от железнодорожников о том, что стоит избегать определенных территорий, предупреждения от медиков. Конечно, "движок" игры достаточно интеллектуален в плане выбора точек для появления покемонов, но при этом он не всеведущ. Он опирается только на ту информацию, которая есть в его базе данных. А что происходит в реальном мире, где есть машины, где открыты люки, "движку" непонятно. В связи с этим уже сейчас в США обсуждается вопрос о том, что игре необходимо присвоить рейтинг как минимум 13+, то есть это должны быть уже старшеклассники, которые могут спокойно передвигаться по городу, которые хорошо в нем ориентируются, которые на заблудятся и, вероятнее всего, не попадут под машину. Это действительно реальная проблема, это реальная опасность, исходящая от подобных виртуальных развлечений. И недооценивать ее нельзя.

​Я бы категорически не рекомендовал родителям малолетних детей, младших школьников или дошкольников скачивать для них эту игру. Потому что куда они зайдут в поисках покемонов, совершенно никому неизвестно и трудно предсказуемо. Как в любом случае, естественно, вся эта паника, которая сейчас у нас возникла, несколько преувеличена, но разумная осторожность не помешает. А что касается других приложений виртуальной реальности, то, как и в Интернете, как и в любых приложениях, могут быть самые разные риски. Скорее всего, появится служба знакомств, основанная на подобной механике, где может попасться что-то, совершенно не предназначенное для детских или подростковых глаз. Так что всем родителям следует внимательно контролировать, во что играют их дети и где дети находятся, – говорит разработчик компьютерных игр Кирилл Грабовский.

В погоне за покемонами люди могут покалечить себя.


Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?