24.10.2013, 15:42 6283

"Ак жол" считает необходимым обеспечить транспарентность использования средств Нацфонда

Необходимо обеспечить транспарентность использования средств Национального фонда в рамках планирования и осуществления бюджетных расходов, поскольку его основными целями президентом утверждены сбережение накоплений и стабилизация бюджета от колебаний на мировых сырьевых рынках.

Астана. 24 октября. Kazakhstan Today - ДПК "Ак жол" считает необходимым обеспечить транспарентность использования средств Нацфонда в рамках планирования и осуществления бюджетных расходов, передает Kazakhstan Today.

"Необходимо обеспечить транспарентность использования средств Национального фонда в рамках планирования и осуществления бюджетных расходов, поскольку его основными целями президентом утверждены сбережение накоплений и стабилизация бюджета от колебаний на мировых сырьевых рынках (статья 3 Концепции формирования и использования средств Национального фонда РК, утверждена указом президента РК 2 апреля 2010 года). Таким образом, использование средств фонда на иные задачи не соответствует его стратегическому предназначению", - сказал председатель Демократической партии Казахстана "Ак жол" Азат Перуашев на пленарном заседании мажилиса.

Он отметил, что объективными основаниями ежегодных изъятий из Национального фонда в виде гарантированного трансферта могут быть: во-первых, необходимость исполнения социальных обязательств перед гражданами РК (пенсии, социальные пособия, гарантированная медицинская помощь и т.п.) вследствие дефицита ненефтяных доходов бюджета; во-вторых, реализация крупных инвестиционных проектов, способных реально улучшить структуру экономики и снизить зависимость от нефтяных поступлений, являющихся по сути, инвестиционными накоплениями будущих поколений.

"В последние годы происходит рост трансфертов из Национального фонда. В 2012 году темп прироста к предыдущему году составлял 14%, в 2013 году - 1,8%, в 2014 году - 8,8%. За счет гарантированного трансферта в 2013 и 2014 годы планируется профинансировать 23,8%, общего объема расходов республиканского бюджета. Однако в настоящее время конкретизации направления расходов проводится только в отношении целевого трансферта и то в самом укрупненном виде, что свидетельствует об отсутствии результативной системы контроля за расходованием данных средств. В этой связи следует установить на законодательном уровне выделение в бюджете специального раздела, в котором подробно должны указываться направления расходования как гарантированного, (в том числе в разрезе областей), так и целевого трансфертов с конкретизацией объектов, мероприятий и бюджетных администраторов. Следует также законодательно упорядочить и конкретизировать порядок возврата денежных средств, полученных банками, квазигосударственными структурами из Нацфонда в период кризиса, а также ежегодное выделение средств из Нацфонда на пополнение уставного фонда государственных холдингов. Данные расходы носят долгосрочный характер и до настоящего времени отсутствует четко регламентированная система контроля за их целевым и эффективным использованием", - сказал А. Перуашев.

Глава ДПК отметил, что важным условием сохранения бюджетной сбалансированности при использовании нефтяных доходов на финансирование текущих расходов государства является определение оптимальной величины допустимого трансферта. Теоретически оптимальная величина трансферта в бюджет за счет нефтяных доходов должна быть равна доходности дисконтированной стоимости нефтяного богатства.

Это требует соответствующего изменения действующего подхода к установленным параметрам неснижаемого остатка. При рассмотрении бюджета важно утверждать объем прироста Национального фонда по двум параметрам: за счет роста налоговых поступлений в абсолютном выражении и за счет прироста инвестиционного дохода.

В перспективе вообще следует отказаться от расходования основного капитала, используя современную схему функционирования аналогичного фонда Норвегии (Государственный пенсионный фонд "Зарубежье"), когда государственная часть прибыли от добычи нефти и газа скапливается в фонде. Правительство не может расходовать основной капитал фонда и отправляет в государственный бюджет только часть ежегодной прибыли в пределах инвестиционного дохода. При этом в расчет принимается чистый доход, то есть доход, скорректированный на индекс инфляции, за вычетом издержек по (расходов) по управлению. Такой подход обеспечивает внедрение принципа полного сбережения, предполагает сохранение всех поступлений от нефти и не требует оценки нефтяного богатства, отметил он.

Кроме того, А. Перуашев сообщил, что деятельность фонда должна обладать необходимой степенью прозрачности для широкой общественности.

"В Казахстане официально размещаемый ежегодный отчет о формировании и использовании Нацфонда представляет фактически стандартную финансовую отчетность (отчет о поступлениях и расходах, бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, а также движении денежных средств, отчет об изменениях в чистых активах в денежном выражении). Структура активов фонда дается агрегировано без каких-либо расшифровок, по стабилизационному и сберегательным портфелям представлено только процентное распределение в самом общем виде. Правила осуществления инвестиционных операций Национального фонда содержат в основном общие положения и отсылочные нормы. Общая стратегия управления предполагает только выделение стабилизационных и сберегательных портфелей без каких-либо конкретных ограничителей. В последний год вышеуказанный объем отчетности претерпел еще большее сокращение. Важно перейти к более транспарентным схемам освещения системы управления фондом путем размещения на интернет-ресурсах уполномоченных органов основополагающих принципов инвестирования, публикования перечней управляющих компаний, а также ценных бумаг и иных активов, в которые инвестированы средства. Их перечни должны быть открыты для свободного доступа любому гражданину Казахстана", - сказал он.

"Партия "Ак жол" считает, что в настоящее время важно не "проедать" Национальный фонд через постоянную подпитку бюджета, а перейти к практике ежегодных сокращений ненефтяного дефицита, а соответственно - и к сокращению трансфертов из Национального фонда", - заявил председатель Демократической партии Казахстана "Ак жол".

По его словам, в случае несоблюдения прогнозируемых параметров, следует установить в качестве обязательного требования предоставление специальных пояснений правительства при утверждении бюджета или отчета об итогах его исполнения объективных причин такого несоблюдения. До перехода к расходованию средств фонда по принципу полного "сбережения" возможно финансирования дефицита путем установления объема трансферта за счет нефтяных доходов в процентах к ненефтяному ВВП. Это соответствует принципу "постоянного потребления", соблюдение которого должно стимулировать поступательное увеличение доли несырьевого ВВП в совокупном ВВП при постепенном истощении сырьевых ресурсов.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?