Депутат видит причину топливного кризиса в системных сбоях нефтегазовой политики государства
Астана. 5 ноября. Kazakhstan Today - Депутат парламента Айкын Конуров видит причину топливного кризиса в системных сбоях нефтегазовой политики государства.
"Казахстан, находясь в двадцатке крупнейших нефтедобывающих стран мира, испытывает очередной топливный кризис, нашедший отражение в нехватке нефтепродуктов, их подорожании и, как ни парадоксально, снижение качества. Поставки высокооктанового бензина из третьих стран являются временной ситуативной мерой, которая не снимает причин сложившегося кризиса, а лишь подчеркивает его глубину", - сказал, выступая с депутатским запросом к премьер-министру РК, депутат парламента Айкын Конуров на состоявшемся сегодня в мажилисе пленарном заседании, передает Kazakhstan Today.
По его словам, в течение многих лет рынок нефтепродуктов функционирует в полуаварийном режиме. Государство безуспешно борется с периодически возникающим дефицитом за счет поиска новых поставщиков и новых схем импорта, вплоть до толлинга в Китае.
"В настоящее время уполномоченный орган все отчетливее формирует позицию о том, что в Казахстане слишком дешевый бензин, стоимость которого ниже, чем в соседних странах. Однако подобное сопоставление и курс на повышение стоимости нефтепродуктов считаем совершенно необоснованным, особенно с учетом снижающихся цен на нефть", - отмечает депутат.
Он отметил, что сравнивать ситуацию на казахстанском рынке нефтепродуктов с Кыргызстаном и другими импортирующими энергоресурсы странами неуместно по причине несопоставимой ресурсной базы. Так, в Кыргызстане добыча нефти за 2013 год составила 80 тыс. тонн, тогда как в Казахстане - 80 млн тонн. Собственное производство не покрывает и 5% потребностей кыргызского рынка, тогда как в нашей стране почти 85% нефти идет на экспорт.
Сравнивание цен с Россией также представляется некорректным. В этой стране среднемесячная заработная плата на 22%, величина прожиточного минимума на 100% выше, чем в Казахстане. При этом стоимость бензина Аи-92 в России выше на 17%, а бензина марки Аи-95 - лишь на 5%. Таким образом, уже сейчас бензин является менее доступным для казахстанцев, исходя из их покупательской способности. А дальнейшее повышение цен и выравнивание их с российскими, еще сильнее увеличит этот разрыв, отметил он.
"Полагаем, что истинная причина топливного кризиса заключается не в якобы низких ценах на бензин, а в системных сбоях в государственной нефтегазовой политике. Об этом свидетельствует и вынужденная необходимость в "пожарном" порядке заключать контракты на импорт нефтепродуктов", - сказал А. Конуров.
К сожалению, по его словам, в республике отсутствует четкое видение долгосрочного развития отечественной отрасли нефтепереработки. Оно подменяется планами по модернизации действующих НПЗ, которые регулярно сдвигаются по срокам. Действующая программа развития нефтегазового сектора в части нефтепереработки также сводится к реконструкции трех заводов и не содержит видения эффективного функционирования рынка в целом.
"На сегодня принято решение отказаться от строительства четвертого НПЗ. Считаем это недальновидным, поскольку новый НПЗ необходим не только для увеличения производства, но и повышения уровня конкуренции. В настоящее время именно монополизация, непрозрачность, сдерживание производства и искусственное создание дефицита для формирования "рынка продавца" дестабилизируют рынок", - считает депутат.
"Фракция "Народные коммунисты" считает недопустимым перекладывание проблемы неэффективного управления нефтеперерабатывающей отраслью, приводящее к дефициту и росту цен в Казахстане, на граждан. Считаем необходимым вести политику не выравнивания цен, а развития производства, обеспечить выпуск доступного и качественного отечественного топлива", - подчеркнул он.
Под этим запросом подписались также депутаты мажилиса Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, Т. Кенжин, В. Косарев, Т. Омурзаков, Б. Сорокин.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.