30.11.2012, 13:10 15374

Единственный отечественный завод по переработке изношенных шин на грани банкротства

После запуска завода собственники отходов начали говорить, что утилизация слишком дорога. Вернее, не сама утилизация - завод принимал шины бесплатно, - а их перевозка из регионов в Астану.

Астана. 30 ноября. Kazakhstan Today - В Астане закрылся единственный отечественный завод по переработке изношенных шин, передает Kazakhstan Today.

Причина остановки завода в том, что он не может получить шины. Сегодня Банк развития Казахстана, главный кредитор ТОО "Kazakhstan Rubber Recycling", грозит ему банкротством, пишет газета "Караван".

При этом в статье отмечается, что с 1 июля 2013 года в Казахстане начинает действовать стандарт переработки использованных шин. Согласно ему, просто выброс шин на свалку будет считаться правонарушением. Сжигать тоже нельзя. Можно перерабатывать. А завод, который может это сделать, пойдет с молотка.

Завод был открыт в июле 2009 года. Банк развития Казахстана выделил $6,8 млн на закупку оборудования в Германии. Предполагалось, что предприятие будет перерабатывать 16 тыс. тонн сырья в год, или примерно 3 млн изношенных покрышек, с выходом 11 тыс. тонн разной продукции. Это прежде всего резиновая крошка, металл и текстильное волокно.

Шина легкового автомобиля весит в среднем 7,3 килограмма, то есть заводу требуется 2,2 млн шин ежегодно. Такое количество шин используют 550 тыс. легковушек. В Алматы сегодня зарегистрировано больше 600 тыс. машин. Но есть еще грузовые автомобили, где один баллон весит в среднем 60 килограммов. Тогда для обеспечения работы завода потребуются шины всего от 26 тыс. грузовых фур. В Алматы работают 34 тыс. различных грузовиков и фур, уточняется в статье.

Автор напоминает, что один баллон служит по норме: летняя резина - два сезона, три сезона - зимняя. Учитывая, что в Казахстан поступает большое количество уже использованных шин, объем такого сырья просто неисчерпаем. По самым скромным расчетам, в Казахстане образуется не менее 100 тыс. тонн шин. Потребность ТОО "Kazakhstan Rubber Recycling" - 16 тыс. тонн. Казалось бы, места под солнцем хватит еще 5-6 таким заводам.

"По закону хранение использованных шин в Казахстане запрещено. Сжигание тоже: при горении из тонны шин в атмосферу выделяется 270 килограммов сажи и 450 килограммов токсичных газов. Складировать на полигонах тоже нельзя - требуется 300 лет, чтобы разложился хотя бы верхний слой. И все равно в атмосферу выделяются токсичные вещества, просто дольше. Поэтому шины необходимо перерабатывать", - рассказал главный инженер ТОО Бижан Жанамкулов.

После запуска завода собственники отходов начали говорить, что утилизация слишком дорога. Вернее, не сама утилизация - завод принимал шины бесплатно, а их перевозка из регионов в Астану.

"Самыми дисциплинированными оказались иностранные компании - они регулярно сдавали свои отходы на переработку. Регулярно сдавали гаражи при государственных органах, например ХОЗУ администрации президента. Другие компании заняли вообще иную позицию: переработчики должны платить нам за то, что мы им отдаем шины как сырье. Хотя в мире сложилась другая практика - государство обязывает владельцев платить за переработку использованных материалов", - пояснил главный инженер.

Из тонны покрышек выходит 650 килограммов резиновой крошки, 140 килограммов металла и 210 кило текстильного корда. Пока применение находят резиновая крошка и металл. Последний идет на переплавку, а крошка - на травмобезопасные покрытия детских и спортивных площадок. Кроме того, она может добавляться в асфальтобитумное покрытие автодорог, из нее могут изготавливаться плиты для железнодорожных переездов.

"Даже небольшое повышение расходов завода - на сбор покрышек, на доставку из других регионов - немедленно влечет рост цен на крошку. Это делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Поэтому предприятиям, которые изготавливают спортивные покрытия, надежнее завозить ее из-за рубежа", - пояснил Бижан Жанамкулов.

Кроме того, в статье сообщается, что по дорожному строительству тоже пока дело не складывается. Было проложено несколько участков в разных регионах страны. В том числе в Алматы - на улице Шаляпина, на объездной дороге в Астане, на выезде из Кокшетау и на объездной дороге в Усть-Каменогорске. Если не нарушать технологию производства, то такое покрытие служит в 1,5 раза дольше обычного асфальта. Но пока ни один проектный институт не включил использование такого дорожного покрытия в свои проекты.

Сегодня завод Kazakhstan Rubber Recycling стоит. Его работники отправлены в неоплачиваемые отпуска. Главный кредитор завода Банк развития Казахстана требует возврата кредита. У него под залогом находится не только купленное оборудование, но и само предприятие.

Во всей этой истории больше всего удивляет выбор места строительства завода. Одна шестая часть всего автотранспорта Казахстана - в Алматы. Находись завод здесь, проблем со старыми шинами не было бы. Но руководство завода соблазнилось условиями, которые предоставила Астана, заключается в статье.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?