Генпрокуратура не считает эффективным преподавание основ религиоведения в учебных заведениях РК
Астана. 6 июня. Kazakhstan Today - Генпрокуратура не считает эффективным преподавание основ религиоведения в учебных заведениях РК.
"Государством принимаются меры, направленные на повышение религиозной грамотности населения, ограждения граждан от влияния радикальной религиозной идеологии. Важность этой работы приобретает особую значимость в современных условиях, когда казахстанское общество столкнулось с насильственными проявлениями религиозного радикализма. Кроме того, очевиден факт роста количества верующего населения страны", - пишет прокурор Самат Нысанбаев в статье, опубликованной на сайте Генеральной прокуратуры, передает Kazakhstan Today.
В статье сообщается, что по результатам социологического опроса населения, проведенного по заказу Агентства по делам религий общественным фондом "Международный институт региональных исследований "Открытое общество", по состоянию на конец 2013 года 80% респондентов от общего числа опрошенных идентифицировали себя как верующие.
По мнению прокурора, это обстоятельство требует реализации комплексных и системных мер по повышению религиозной грамотности граждан, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, для недопущения вовлечения их в радикальные религиозные структуры. Поэтому вопросам религиозного просвещения молодого поколения Казахстана уделяется самое серьезное внимание.
Так, согласно указу президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года "О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма" в средних школах страны с 2004 года в 10 классах стал проводиться специальный курс "Основы религиоведения".
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования разработана и утверждена Типовая учебная программа по курсу "Основы религиоведения" для 9 класса. Целью данного факультативного курса является формирование у учащихся осознанного подхода к вопросам религии, основ гуманистических и духовно-нравственных ценностей, непринятия ими радикальных религиозных идей. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа в год, или по одному академическому часу в неделю.
"Вместе с тем результаты изучения нормативной базы, регулирующей вопросы преподавания в организациях образования курса "Основы религиоведения", позволяют сделать вывод, что Министерством образования и науки не принято достаточных и исчерпывающих мер по обеспечению качества обучения данному курсу. В частности, до настоящего времени не определены конкретные требования к квалификации учителей, обучающих этому курсу. Администрации средних школ при подборе преподавательского состава руководствуются лишь инструктивно-методическим письмом Министерства от 2010 года, которое указывает на обязательность ведения курса учителями высшей категории. Кроме того, раз в пять лет преподаватели должны проходить соответствующую переподготовку, с получением соответствующего сертификата. Однако в отдельных регионах страны обучение основам религиоведения ведется учителями, не прошедшими переподготовку. К примеру, не имеют соответствующих сертификатов 291 преподаватель в Актюбинской области, 120 - в Восточно-Казахстанской, 55 - в Павлодарской, 16 - Западно-Казахстанской областях", - сказано в статье.
С. Нысанбаев подчеркивает, что особую озабоченность вызывает методологическая составляющая обучения этому курсу.
"Несмотря на то, что учебник "Основы религиоведения" был выпущен в 2011 году и по некоторым позициям не отвечает складывающейся в стране ситуации в сфере религиозных отношений, использование его в учебном процессе продолжается и по сей день. Так, в учебнике содержатся ссылки на закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", который утратил силу с принятием нового закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Приводится крайне недостаточная по содержанию и объему информация относительно нетрадиционных религиозных течений, деятельность которых за последнее время получила весьма широкое распространение. Содержание учебника не соответствует также положениям Типовой учебной программы по курсу "Основы религиоведения". Так, в учебнике отсутствует тематический раздел, раскрывающий учащимся историю и причины распространения религиозного экстремизма и терроризма в мире, формы противодействия этим явлениям, объясняющий их псевдорелигиозную природу и т.д.", - пишет прокурор.
По его данным, многие средние школы не обеспечены книгами. К примеру, преподаватели и учащиеся средних школ Жамбылской области обеспечены учебником лишь на 57,7%, Актюбинской - на 65%.
Совокупность указанных обстоятельств не позволяет рассчитывать на учебный курс как на эффективный механизм повышения религиозной грамотности учащейся молодежи, недопущения распространения среди них радикальной религиозной идеологии, сказано в заключение статьи.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.