04.07.2014, 16:26 8233

Казахстан может быть олицетворением межконфессионального и межрелигиозного согласия и диалога

Благодаря таким общим основам двух духовных столпов Казахстана, православия и ислама, как забота о других, милосердие, любовь человека к человеку, несмотря на его национальность, пол, расу или религиозную принадлежность, наша страна стала олицетворением межконфессионального и межрелигиозного согласия и диалога.

Астана. 4 июля. Kazakhstan Today - Казахстан может быть олицетворением межконфессионального и межрелигиозного согласия и диалога.

"Благодаря таким общим основам двух духовных столпов Казахстана, православия и ислама, как забота о других, милосердие, любовь человека к человеку, несмотря на его национальность, пол, расу или религиозную принадлежность, наша страна стала олицетворением межконфессионального и межрелигиозного согласия и диалога", - отметила научный сотрудник РГУ "Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии" Агентства РК по делам религий Арайлым Жусупова в статье "Роль мировых и традиционных религии в истории и культуре Казахстана".

Автор статьи отмечает, что религии, сыгравшие культурообразующую роль в становлений народа, называют традиционными. В Казахстане таковыми признаны ислам ханафитского мазхаба и православие.

"В силу исторического добрососедства и целого ряда иных причин ислам и православие вступают в глубокое сотрудничество по целому ряду направлений. Сюда можно отнести стремление данных религий сохранить целостность национальных культур народов, исповедующих эти религии; образовательную, просвещенческую нацеленность этих религий, ставящих во главу угла духовно-нравственное воспитание; достаточно критическое отношение к сомнительным, так называемым новым, религиозным движениям; взвешенное и продуктивное отношение к государству и обществу", - говорится в статье.

Как отмечает А. Жусупова, о месте традиционных религий в жизни казахстанского общества предельно четко высказался президент Нурсултан Назарбаев: "Православие и ислам - два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана".

Гармоничные отношения между исламом и православием в Казахстане необходимы для сохранения стабильности нашего общества и его прогрессивного развития на пути сохранения и укрепления межнационального и межрелигиозного согласия в стране.

"Казахстан исторически считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка - неотъемлемой частью идентичности казахов. Приход ислама на казахскую землю послужил толчком развитию науки и культуре среди коренного населения. Мусульманство стало основой уклада жизни кочевого народа. Придя на смену архаическим культам, поклонениям силам природы, возвышению бога Тенгри и даже зороастризму, присутствовавшему некогда в казахских степях, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. Именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Яркими выдающимися представители казахской интеллектуальной элиты многих эпох - от Хаджи Ахмеда Яссауи и Асана Кайгы до Абая и Шакарима - были носителями исламской духовности", - пишет эксперт.

По словам А. Жусуповой, в наши дни ислам становится важным фактором духовного просвещения и воспитания. Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), которое постепенно превращается в один из главных механизмов осуществления исламского возрождения в Казахстане, активно ведет информационно-просветительскую деятельность среди населения, уделяя особое внимание молодому поколению. С каждым годом увеличивается количество проводимых ДУМК совместно с экспертным сообществом научных конференций и семинаров по проблеме межрелигиозного диалога.

"Русская православная церковь достаточно давно присутствует на территории Казахстана и вполне оправданно признается одной из основных духовных систем современного казахстанского общества. Наряду с исламом, православие сыграло и продолжает играть определяющую роль в формировании культуры Казахстана", - отмечает автор статьи.

Знаковым событием в духовной православной жизни Казахстана стало возвращение государством православной общине в 1995 году Вознесенского кафедрального собора в Алматы, построенного в начале ХХ века.

В январе 2010 года Казахстан посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской православной церкви побывал в Алматы и Астане, провел церковные службы в храмах. Главным событием визита стало освящение кафедрального Свято-Успенского собора в столице Казахстана.

До октября 2010 года Митрополичий округ включал три епархии с центрами в Астане, Шымкенте и Уральске. В октябре 2010 года решением Священного синода РПЦ созданы три новые епархии с центрами в Караганде, Костанае и Павлодаре.

"Сегодня мы можем наблюдать за ростом религиозности населения Казахстана, о чем свидетельствуют данные национальной переписи населения 2009 года согласно которым 70,2% казахстанцев исповедуют ислам, а 26,2% являются христианами. При этом отрадно, что подавляющее большинство населения сохраняет приверженность традиционным религиям", - отмечает эксперт.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?