23.08.2013, 16:38 3638

Казахстанские школьники не имеют навыков логического мышления

"Недавно мы запустили новую систему национальных мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся. И она дала неутешительные результаты - низкий уровень умений рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы".

Астана. 23 августа. Kazakhstan Today - Казахстанские школьники не имеют навыков логического мышления, передает Kazakhstan Today.

По результатам национальных мониторинговых исследований большинство казахстанских школьников имеют низкий уровень умения рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы, заявил сегодня министр образования и науки Бакытжан Жумагулов, выступая на августовском педагогическом совещании, сообщает сайт премьер-министра РК.

"Недавно мы запустили новую систему национальных мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся. И она дала неутешительные результаты - низкий уровень умений рассуждать, сопоставлять, формулировать выводы и аргументировать ответы", - сказал Б. Жумагулов.

При этом он отметил, что данные национальных исследований подтверждаются тестами PISA и TIMSS и низкими результатами ЕНТ по решению логических заданий.

Несмотря на принятые меры - принятие Национального плана развития функциональной грамотности, подготовки проектов новых ГОСО и стандартизации требований к уровню подготовки школьников, в системе образования, по мнению главы МОН, еще не изжил себя ориентир на чисто "знаниевый" подход, а умение применять эти знания не развивается.

В заключение глава Минобразования еще раз обратил внимание педагогов на то, что именно навыки рассуждения, сопоставления и логического аргументирования необходимо развивать в школьниках.

Также в рамках массированной компьютеризации жизни человечества, по мнению Бакытжана Жумагулова, каждый педагог должен на серьезном уровне владеть современными сетевыми технологиями коммуникаций и информации, чтобы на собственном опыте знать достоинства и недостатки виртуального пространства и уметь воспитывать в детях не потребительский, а осмысленный подход к таким технологиям, развивать новое мышление.

Кроме того, современные компьютерные технологии необходимо активно использовать в выполнении педагогической миссии.

Отметим, ранее казахстанцы неоднократно критиковали такую форму оценки знаний, как ЕНТ, подчеркивая, что детей готовят к заучиванию правильных ответов, а не мыслить логически. Один из опросов проводило агентство Kazakhstan Today. На вопрос, считаете ли Вы, что система ЕНТ дает объективную картину оценки уровня знаний учеников, положительно ответили только 9% участников опроса.

40% опрошенных считают, что ЕНТ - это ответы наугад. Еще 42% респондентов отмечают, что ЕНТ может служить только промежуточным механизмом оценки знаний для подготовки учеников к экзаменам.

За ответ "Другое" проголосовали 8% отвечающих.

Всего в опросе приняли участие 8793 человека.

Также результаты исследования ЦСПИ "Стратегия" показали, что, если сравнивать с советской системой образования, современное казахстанское образование проигрывает в вопросах качества образования и методического обеспечения учебного процесса.

Кроме того, по результатам опроса населения в рейтинге актуальных проблем школьного образования на первых позициях стоят такие проблемы, как нехватка, дороговизна, изношенность и плохое качество учебников (49,1%), слабая материально-техническая база школ (22,5%), компетентность учителей (16,1%), денежные поборы, коррупция в школе (13,6%), низкое качество обучения (9,3%).

Кроме того, согласно опросу, проведенному движением "Коммунисты Казахстана", абсолютное большинство казахстанцев против ЕНТ.

"99% людей, с которыми мы общались, считают, что тестирование как форму проверки знаний нужно отменить. Во всем мире от этой системы уже отказываются. Она начала применяться в США в 1930-х годах, но дискредитировала себя. А у нас ЕНТ только начинает набирать обороты. Учителя давно уже бьют тревогу, но пока - у себя на кухне. А мы заявляем об этом публично, чтобы дать толчок обсуждению вопроса в обществе", - цитирует газета "Время" представителя движения, депутата маслихата Восточно-Казахстанской области Александра Тюменцева.

Более того, в своем письме в редакцию газеты "Время" педагог из Павлодара Давид Ганелин выразил уверенность, что "показуха ЕНТ нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству".

"Два сильных в математике парня, стабильно набиравших по предмету 25 из 25 баллов, на ЕНТ написали на 20 баллов. Спрашиваю, в чем дело, отвечают: не привыкли работать в таком шуме, когда все вокруг ведут консультации по телефону, да еще и тебя бесконечно дергают", - рассказывает Д. Ганелин.

"Сборные учителей по каждому предмету сидят с мобильниками и дают советы. И так в каждой школе. Обнаружить "сопровождение" ученика во время ЕНТ при желании ничего не стоит, но не обнаруживают. Отсюда вывод: организовано все сверху, централизованно. Показуха нужна не только отдельно взятым учителям или школам, она нужна государству", - считает педагог.

Отметим, что родители выпускников обеспокоены большой нервозностью среди школьников, которая появляется задолго до сдачи тестов. По их мнению, в ажиотаже, который в последние годы складывается вокруг ЕНТ, не в последней степени виноваты учителя и руководство школ, так как результаты тестов влияют на их рейтинги. Это приводит к тому, что выпускные классы вместо изучения предусмотренных школьной программой предметов усиленно готовятся к сдаче тестов. При этом пробные тесты зачастую сдаются на платной основе, всевозможные книжки-вопросники буквально навязываются ученикам. О качестве подобных сборников сообщалось выше. В результате ученики оказываются сбитыми с толку нелепыми вопросами, измотаны многочисленными тестами и с таким результатом подходят к важному в своей жизни экзамену. Между тем проблема остается не в форме оценки знаний учеников, а в качестве подготовки школьников как на протяжении всего обучения, так и перед итоговым экзаменом.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?