11.01.2013, 15:27 9976

КТЖ на фоне рекордной прибыли поднимает цены на пассажирские перевозки

В результате получается двусмысленная ситуация: нацкомпания рапортует о росте чистой прибыли и одновременно поднимает тарифы на свои услуги для населения.

Астана. 11 января. Kazakhstan Today - КТЖ на фоне рекордной прибыли поднимает цены на пассажирские перевозки, передает Kazakhstan Today.

"В канун новогодних праздников Национальная компания АО "Казакстан темир жолы" (КТЖ) сделала казахстанцам весьма своеобразный подарок - сообщила о повышении тарифов на перевозку пассажиров на 12%. С позиции компании время для непопулярной меры было выбрано идеально: казахстанцы были увлечены подготовкой к празднованию Нового года и почти не обратили внимания на рост тарифов", - сообщили в ОО "Казпотребнадзор".

По информации "Казпотребнадзора", "компания мотивирует повышение необходимостью снижения убыточности пассажирских перевозок. При этом через два дня после вступления новых тарифов в силу, руководство КТЖ отчиталось о внушительной ожидаемой чистой прибыли нацкомпании - 117 млрд тенге (около $780 млн). Это почти в два раза больше, чем в 2008 году. В результате получается двусмысленная ситуация: нацкомпания рапортует о росте чистой прибыли и одновременно поднимает тарифы на свои услуги для населения".

"Подобная практика становится для нацкомпаний привычной. Субъекты естественных монополий, входящие в ФНБ "Самрук-Казына" с одобрения контролирующего органа повышают тарифы для населения на услуги первой необходимости. При этом из вида упускается тот важный факт, что контрольных пакет этих компаний принадлежит государству, то есть народу Казахстана. Тем не менее они действуют как типичные коммерческие структуры, ориентированные в первую очередь на получение прибыли. "Казпотребнадзор" считает такую практику недопустимой и напоминает председателю АРЕМ Мурату Оспанову, председателю ФНБ "Самрук-Казына" Умирзаку Шукееву, президенту АО "Казакстан темир жолы" Аскару Мамину и руководству других нацкомпаний о том, что они получают свои внушительные заработные платы из "кармана" народа Казахстана. Это обязывает их действовать в первую очередь в интересах потребителей", - считают в общественном объединении.

"Важность железнодорожного транспорта для Казахстана сложно переоценить. Огромная территория, низкая плотность населения, неудовлетворительное состояние междугородних автомобильных дорог и другие факторы обуславливают высочайшую социальную важность пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Это подтверждает тот факт, что за 2012 год железнодорожным транспортом перевезено около 24 млн пассажиров. При этом объем железнодорожных перевозок пассажиров неуклонно растет, начиная с 2008 года", - говорится в сообщении.

По данным "Казпотребнадзора", "если исходить из того, что средняя стоимость железнодорожного билета равна 7500 тенге, то общая сумма их продаж в 2012 году составила около 180 млрд тенге. Таким образом, произошедшее увеличение стоимости пассажирских перевозок на 12%, позволит КТЖ увеличить доходность от пассажирских перевозок как минимум на 20 млрд тенге ($133 млн)".

"АО "Пассажирские перевозки" в информационном сообщении для прессы по понятным причинам умалчивает о том, что предыдущее повышение тарифа произошло менее года назад. Напомним, что 1 апреля 2012 года тарифы на пассажирские перевозки были повышены на 10%. Таким образом, рост тарифов на железнодорожные билеты существенно опережает уровень инфляции", - отметили в ОО.

В 2011 году, по данным Агентства по статистике, доход от перевозок пассажирским железнодорожным междугородним транспортом составил более 66 млрд тенге. Для сравнения в 2006 году аналогичный показатель составлял всего 40 млрд тенге. Таким образом, за 5 лет прибыль выросла примерно на 40%. На сайте уполномоченного органа, к сожалению, отсутствует статистика за 2012 год, однако, учитывая имеющуюся тенденцию роста и тот факт, что в апреле прошлого года тариф уже поднимался на 10%, вероятно, прибыль тоже заметно увеличилась.

"Из представленных цифр видно, что пассажирские перевозки приносят КТЖ заметную прибыль. В этой связи вызывает недоумение заявление КТЖ об убыточности пассажирских перевозок. Хотя и следует признать, что она значительно меньше, чем доход от грузоперевозок - более 601 млрд тенге в 2011 году", - указывается в документе.

По мнению ОО "Казпотребнадзор", "таким образом, у компании есть возможность компенсировать сравнительно невысокую рентабельность пассажирских перевозок за счет сверхдоходов от перевозки грузов. Такой принцип позволит обновлять подвижной состав без ущерба для интересов потребителей.
Кроме того, "Казпотребнадзор" предлагает нацкомпаниям получать дополнительную прибыль за счет оказания необязательных платных услуг. Например, для увеличения прибыли ОО "Пассажирские перевозки" предлагается:

- Организовать рекламные места в пассажирских вагонах и на составах компании. Для рекламодателей подобный сервис станет уникальным - все пассажиры будут в течение многих часов, а часто и нескольких дней постоянно видеть рекламу того или иного бренда.

- Расширить перечень дополнительных платных услуг для пассажиров, начиная от вагонов с высокоскоростным Интернетом и заканчивая услугами, например, массажа. Такую практику используют многие мировые перевозчики-дискаунтеры. Сейчас многие дополнительные услуги, например Интернет, если вагон предполагает его наличие, предоставляются для всех пассажиров, вне зависимости от наличия их заинтересованности. Очевидно, что любой подобный сервис закладывается в цену билетов.

- Перевести дополнительные платные услуги, которые проводники оказывают на частной основе в легальное поле. Сейчас проводники совмещают свою основную деятельность с нелегальным предпринимательством. Например, зарядить мобильный телефон в поезде стоит 200 тенге.

На данном этапе КТЖ по советскому опыту использует для получения дополнительной прибыли только вагоны-рестораны и не пытается извлечь прибыль за счет оказания дополнительных платных услуг.

Кроме того, предлагается организовать продажу билетов жителям малых станций. В отсутствии легального способа для приобретения железнодорожных билетов, они вынуждены давать взятки проводникам. В ином случае они не могут выехать за пределы населенного пункта железнодорожным транспортом.

Приведенные меры в совокупности с увеличением контроля над незаконными продажами мест в вагонах привели бы к увеличению доходности от пассажирских перевозок на 30-35%, что позволило бы не только не повышать тарифы из года в год, а даже снизить их".

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?