Методики экспертизы интернет-сайтов не могут быть государственной тайной - эксперт
Алматы. 29 марта. Kazakhstan Today - Методики экспертизы сайтов на предмет деструктивности не могут быть государственной тайной. Об этом сегодня на пресс-конференции "О недопустимости засекречивания методик, определяющих деструктивные интернет-ресурсы" заявил директор компании "Юринфо", администратор казахстанского юридического форума zakon.kz Игорь Лоскутов, передает корреспондент агентства.
"Методики по проведению экспертизы никогда не составляли государственных секретов, да и не могут быть по определению государственной тайной. Но Министерство юстиции отказалось помочь нам в этом деле, сославшись на то, что эта информация - для служебного пользования. Сейчас в нашем законодательстве нет такого понятия - "Для служебного пользования" или "Не для печати" и т. д. Такие понятия были в законе о государственных секретах, который действовал до 1999 года... которые позволяли на ведомственном уровне засекречивать какую-то информацию. Законом о госсекретах установлена четкая процедура, есть государственная тайна, есть служебная тайна. Есть определенная процедура засекречивания. Если какой-то информации присваивается гриф "Служебная тайна", проставляется специальный штамп "Секретно". Никаких других грифов не предусмотрено и соответственно законом даже прямо запрещено проставлять другие грифы", - сказал И. Лоскутов.
При этом, "по словам Куанышбека Есекеева, который ранее был председателем Агентства РК по информатизации и связи, в среднем около 5 доменов в месяц приходится по решению правоохранительных органов либо забирать, либо прекращать их существование", - сообщил директор компании "Юринфо".
В свою очередь президент фонда защиты свободы слова "Адил соз" Тамара Калеева выразила недоумение по поводу отсутствия информации по закрытию сайтов. "Мы не знаем, какие сайты, на каком основании... на сайте Верховного суда есть все судебные решения. Там этой информации нет. И из Верховного суда у нас этой информации тоже нет. Из других судебных инстанций нет этой информации, какие сайты закрыты", - отметила Т. Калеева.
В связи с этим представители журналистских организаций: председатель правления Союза журналистов РК Сейтказы Матаев, И. Лоскутов, Т. Калеева, руководитель Общественного фонда независимых экспертиз по информационным спорам Галия Аженова и активист кампании "За свободный Интернет" Евгения Плахина направили открытое письмо на имя премьер-министра РК, министра юстиции и министра информации и связи с требованием предать гласности специальные методики исследования контента и критерии, по которым будут определяться подлежащие блокировке сайты.
"Из официальных источников известно, что Служба реагирования на компьютерные инциденты (CERT) в соответствии с законом РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информационно-коммуникационных сетей" уже начала работу по выявлению интернет-ресурсов деструктивного содержания. Однако критерии и методики, которые применяются для идентификации деструктивного контента этой организацией, а также правоохранительными, надзорными и судебными органами, недоступны ни владельцам интернет-ресурсов, ни редакторам веб-сайтов, ни модераторам", - говорится в письме.
"На запрос компании "Юринфо" вице-министр юстиции Даулет Куставлетов сообщил, что данные методики используются по конкретным судебным делам Центром судебных экспертиз Министерства юстиции, относятся к категории "Для служебного пользования" и потому не могут быть обнародованы. Руководствуясь такой логикой, нужно засекретить правила дорожного движения, а водителей автотранспорта наказывать за их нарушение", - отмечается в письме.
Представители общественных организаций считают, что "создавшаяся ситуация угрожает свободе слова, а засекречивание методик, квалифицирующих сообщения и материалы СМИ как противоречащие Конституции страны, является неправовым по следующим основаниям: в казахстанском законодательстве в перечне материалов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую тайну, нет категории "Для служебного пользования"; обнародование методики экспертиз безотносительно к конкретному уголовному (гражданскому) делу не может привести к разглашению судебной и следственной тайны; при судебном разрешении вопроса о закрытии веб-сайта предоставленные в суд экспертные заключения являются доказательствами. Засекречивание методик и экспертных исследований в конечном итоге приведет к нарушению конституционных и процессуальных прав участников уголовных и гражданских судебных процессов, произвольности трактования их судами и, соответственно, произвольности правоприменительной практики".
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с международными нормами, законодательством Республики Казахстан представители общественных организаций требуют "предать гласности специальные методики исследования контента и критерии, по которым будут определяться сайты, подлежащие блокировке; сделать обязательными меры досудебного урегулирования, в частности, оповещение владельцев интернет-ресурсов о наличии запрещенного контента с требованием убрать его; обеспечить гласность и правомерность этих действий; информировать общественность о блокируемых сайтах и судебных разбирательствах по этому поводу; включить представителей гражданского сектора в рабочую группу по разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Службы реагирования на компьютерные инциденты".
Напомним, что в августе 2009 года в Казахстане вступил в силу закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей", который приравнял к средствам массовой информации все интернет-ресурсы, распространив на их владельцев и пользователей соответствующую уголовную, гражданскую и административную ответственность.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.