Министр образования признал претензии к казахстанским учебникам обоснованными
Астана. 13 июня. Kazakhstan Today - Министр образования и науки Казахстана Бакытжан Жумагулов признал претензии к казахстанским учебникам обоснованными, передает Kazakhstan Today.
"Запросы и претензии во многом обоснованны. Но надо учесть, что Казахстан сам никогда не занимался выпуском своих учебников и новое поколение учебников мы запустили после получения независимости. Огромного опыта нет. Но, несмотря на это, с прошлого года мы сделали трехуровневую экспертизу", - сказал министр сегодня в ходе заседания правительства признался.
По его словам, сегодня экспертизу на стандарты и содержание учебников проводит центр "Учебник", затем этот учебник поступает в академию Алтынсарина, которая "смотрит его по выполнению остальных направлений". "Создан республиканский совет, в который вошли депутаты парламента - в прошлом работники системы образования, опытные люди", - отметил министр.
"Сегодня позиция министерства такая, что мы должны активнее работать с издательствами. Возлагать полную ответственность прежде всего на издательства, которые должны отвечать всем требованиям. В этом направлении работа ведется, чтобы у нас эти учебники не только прошли экспертизу, но и могли пройти годовую апробацию, и только после этого могли поступить в школы. Я думаю, это в ближайшее время мы уже внедрим", - заверил Б. Жумагулов.
"Я вам поручаю: надо подготовить специальное совещание, оно должно быть межсекторальное, организатором должно быть министерство. Пригласить депутатов и родительские комитеты. Результат качества учебников общество увидит через 10 лет. Это связано с идеологией вообще всего государства: какие наши ценности, какие наши принципы, на базе чего, что такое патриотизм, как движется наше государство. Это все мы должны закладывать в наших учеников. Должно быть заложено, что столица нашей родины - это город Астана, а не Москва и т.д.", - в свою очередь заключил премьер-министр Карим Масимов.
Как сообщалось ранее, жесткая критика в адрес казахстанских учебников звучит уже не один год. В июле прошлого года алматинский второклассник Алихан Жуманов подал иск на 100 млн тенге к Министерству образования и науки РК за психологический ущерб от прочтения учебника по правилам дорожного движения для 1 - 2 классов, утвержденного министерством.
"После полного прочтения этой книги я пришел в чувство замешательства и психического расстройства из-за попытки понять этот учебник. Потому как написана она неграмотно, с большим количеством ошибок и изобилующая просторечными выражениями, содержащими стилистические ляпы и грамматические ошибки, ее невозможно понять... Этот учебник, воздействуя на мою психику, вызывая сумятицу в мозге, прямо искажает и уродует выражение моих мыслей, которые передаются для понимания обществу посредством выражения моих слов. Заставляя и вынуждая меня при этом выставляться перед обществом дебилом, не умеющим красиво, культурно и разумно выразить свои мысли", - пишет в исковом заявлении истец.
Впоследствии отец мальчика отозвал иск - якобы по просьбе влиятельного человека.
Стоит отметить, что в 2008 году более половины учебников и учебного материала в Казахстане были признаны непригодными для образовательного процесса. "Из 2936 учебников и учебно-методических комплексов (УМК) рекомендованы к использованию в учебном процессе лишь 1202, а 1107 отклонены, 338 направлены на доработку и 289 из-за низкого качества по всем требованиям не допущены к экспертизе", - сообщила пресс-служба Министерства образования и науки РК.
Кроме того, по информации МОН РК, в конце 2008 года проведена дополнительная экспертиза 1701 учебника и УМК. По ее результатам рекомендованы к использованию в образовательном процессе 987, а 31 учебник не допущен к экспертизе.
По словам депутата мажилиса парламента РК Раисы Полищук, школьные учебники порождают массовую неуспеваемость школьников. "Сегодняшние "модерновые" учебники порождают серьезную образовательную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения, - массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями", - написала депутат в своем запросе на имя главы МОН РК.
"Наши учебники грешат ошибками грамматического, методического и смыслового характера, поскольку построены с нарушением всех принципов и критериев их конструирования, с отсутствием мотивационного компонента образовательного процесса... Но самое главное, все учебники перегружены информацией, и ступень абстракции ее изложения не согласована ни со способностями учащихся по ее усвоению, ни с их подготовленностью по ее восприятию", - заявила депутат.
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.