Омбудсмен озвучил правительству РК проблемы, возникающие при обеспечении жилищных прав граждан
Необходимость упорядочения данной проблемы очевидна, так как неудовлетворительные жилищные условия являются источником угрозы здоровью и жизни граждан. В данном контексте необходимым, по мнению омбудсмена, является проведение инвентаризации жилищного законодательства с учетом правоприменительной практики, а также соответствующего контроля над деятельностью местных исполнительных органов.
Астана. 10 апреля. Kazakhstan Today - Уполномоченный по правам человека в РК (омбудсмен) Аскар Шакиров направил в адрес правительства РК обращение по вопросу обеспечения жилищных прав граждан, передает Kazakhstan Today.
В обращении отмечаются значительные меры государственной поддержки по обеспечению жильем социально-уязвимых групп населения из государственного жилищного фонда, предусмотренные в программных документах президента РК Нурсултана Назарбаева. Вместе с тем поступающие в учреждение омбудсмена жалобы граждан свидетельствуют о наличии факторов, затрудняющих реализацию ими вышеупомянутых прав.
Одной из проблем, отмеченных в обращении, является присутствие в действующем законодательстве правовой коллизии в реализации многодетными матерями, награжденными подвеской "Алтын алка", права на получение жилья из государственного жилищного фонда в первоочередном порядке в соответствии со статьей 36 закона РК"О государственных наградах". Вышеуказанное право, согласно статье 74 закона РК "О жилищных отношениях", предусмотрено для лиц с инвалидностью и участников Великой Отечественной войны, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному закону, многодетные матери, награжденные подвеской "Алтын алка", могут претендовать на вышеуказанную льготу только по категории многодетных семей", - сообщает пресс-служба омбудсмена.
По ее информации, данная правовая коллизия подтверждена прокуратурой Астаны, из разъяснений которой следует, что в соответствии со статьей 12 закона РК "О правовых актах", при наличии противоречий в нормах нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, введенные в действие позднее. В этой связи, правоотношения, связанные с порядком предоставления гражданам жилья регулируются нормами статьи 74 закона РК "О жилищных отношениях".
В своем обращении омбудсмен выразил обеспокоенность тем, что сложившаяся ситуация создает двусмысленность в реализации упомянутой категорией многодетных матерей права на получение жилья в первоочередном порядке, так как выражая свое несогласие с отказом местных исполнительных органов в предоставлении такого права, они руководствуются законодательно закрепленным в их интересах положением.
Омбудсмен отметил необходимость приведения норм указанного законодательства в должное соответствие.
Другим вопросом, затронутым омбудсменом, является отсутствие четкого механизма постановки на учет граждан, жилище которых не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям.
Согласно подпункту 4 статьи 69 закона РК "О жилищных отношениях", граждане РК, не имеющие в постоянном пользовании жилища из коммунального фонда, признаются также нуждающимися в жилище из государственного фонда, если помещение, в котором они проживают, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям. Вместе с тем, по информации акимата Астаны, предоставленной в порядке ответа на запрос национального правозащитного учреждения, до этого времени ни одним нормативным актом не был определен уполномоченный орган по выдаче документа, подтверждающего несоответствие/соответствие жилища вышеуказанным требованиям", - объяснили в пресс-службе.
В этой связи омбудсмен отмечает, что при наличии конкретной нормы в законе РК "О жилищных отношениях", в течение длительного времени отсутствовал механизм ее реализации.
Учреждение омбудсмена провело с Министерством по инвестициям и развитию РК работу по восполнению указанного пробела, в результате которой 17 февраля 2017 года постановлением правительства РК внесены изменения в соответствующий подзаконный акт. Данные изменения устанавливают следующий порядок выдачи необходимых заключений: 1) по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа выдается оригинал санитарно-эпидемиологического заключения на жилище; 2) по результатам технического обследования жилища аттестованным экспертом в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности выдается оригинал технического заключения на жилище. Вместе с тем, проведенный учреждением уполномоченного по правам человека последующий соответствующий мониторинг деятельности местных исполнительных органов показал, что указанные органы не информированы о вышеназванных нормативных изменениях и, соответственно, продолжают отказывать в постановке на учет гражданам в случаях, когда их жилища не отвечают установленным санитарно-эпидемиологическим и техническим требованиям. Необходимость упорядочения данной проблемы очевидна, так как неудовлетворительные жилищные условия являются источником угрозы здоровью и жизни граждан. В данном контексте необходимым, по мнению омбудсмена, является проведение инвентаризации жилищного законодательства с учетом правоприменительной практики, а также соответствующего контроля над деятельностью местных исполнительных органов", - говорится в сообщении.