08.11.2024, 12:06 134376

Переезды казахстанцев в Алматы, Астану и Шымкент приводят к коммунальному коллапсу - депутат

По данным Бюро нацстатистики, за первое полугодие сократилось население 16 регионов, за исключением Алматинской области и трех городов республиканского значения
Переезды казахстанцев в Алматы, Астану и Шымкент приводят к коммунальному коллапсу - депутат
Астана. 8 ноября. KAZAKHSTAN TODAY - Депутат мажилиса парламента Нурлан Ауесбаев заявил о значительном превышении демографической емкости Алматы, Астаны и Шымкента, вследствие которого крупнейшие города Казахстана сталкиваются с коммунальными проблемами, передает корреспондент агентства.

По территории мы можем расширить и Алматы, и Шымкент, и Астану, но природные ресурсы не безграничны. По подсчетам ученых, демографическая емкость Шымкента не может превышать 600 тысяч человек, для Алматы - 1,2 млн, для Астаны - это немногим больше миллиона. Но уже сегодня эти показатели выше, а потому периодически возникают перебои с подачей воды и электричества", - сказал мажилисмен.


По данным Бюро национальной статистики, за первые два месяца этого года отмечался отток из десяти регионов страны, а за первые полгода сократилось население уже 16 регионов, за исключением Алматинской области и трех городов республиканского значения. Причем эти цифры растут: численность переезжающих в течение года выросла почти в 2 раза.

По мнению депутата, чаще всего нужда в переезде возникает от безысходности, проблем, которые не решаются десятилетиями. Люди делают это в поисках лучшей жизни.

Нурлан Ауесбаев подчеркнул, что наибольшая убыль населения наблюдается в трех областях страны - Северо-Казахстанской, Абайской и Жетысуской. По сведениям из открытых источников, за последние 20 лет население СКО не увеличивалось ни разу.

Чаще всего процессы урбанизации и миграции в мире подстегиваются промышленным развитием. Сначала развивается производство, создаются рабочие места, затем в такие регионы тянется рабочая сила. У нас же стихийные переезды зачастую ничем не обоснованы и лишь усугубляют социальную напряженность и приводят к росту нагрузки на инженерные и социальные сети", - отметил мажилисмен.


Вместе с тем качество занятости в Астане, Алматы и Шымкенте, куда стремятся казахстанцы, остается низким. При этом бедность горожан растет, особенно на дачных территориях. По официальной статистике, во втором квартале 2024 года число безработных в Астане составило 32,1 тысячи человек, в Алматы - 52,7 тысячи, в Шымкенте - 22,4 тысячи человек.

Программа добровольного переселения жителей с юга на север, которая стартовала с 2017 года, не дала результатов. Таковы итоги научного трехлетнего исследования. На север прибыли специалисты другой квалификации, а не той, в которой регион испытывает дефицит. Безработные, закредитованные, малообеспеченные граждане южного региона переселились на север с целью исправить свое положение, но оказались там невостребованными. К тому же там другой менталитет. И как сообщалось в СМИ, дома для них были слишком холодными, так как были построены с нарушениями", - дополнил депутат.


По словам Нурлана Ауесбаева, с 2017 по 2021 годы с юга в Северо-Казахстанскую область переселились 12 тысяч человек, 2 тысячи из них вернулись обратно. Никакого видимого результата программа не принесла. Искусственно проблему никак не решить, и единственное, что нужно сделать, считает мажилисмен, - это создать условия для жизни во всех областях, чтобы у казахстанцев не было желания переезжать.

Депутаты предложили разработать политику стимулирования повышения демографии в разрезе регионов: определить одно главное направление развития промышленности, учитывая специфику каждого региона (а также в разрезе каждого населенного пункта) и актуализировать концепцию государственной демографической политики РК, принятую в 2000 году.

Напомним, аким Алматы Ерболат Досаев заявил, что население в Алматинской агломерации к 2030 году составит 4,5 млн человек.  

Стоит отметить, что высокий спрос на жилье в крупных городах Казахстана сопровождается хаотичной высотной застройкой, пробками на дорогах, загрязненным воздухом, дефицитом воды, нехваткой мест в детских садах и школах, недостаточной мощностью коммунальных сетей - такие проблемы на протяжении многих лет беспокоят жителей Алматы.

Количество личного транспорта, въезжающего в Алматы в будни, сопоставимо с автопарком целой страны. Население Латвии составляет 1,891 млн человек. При этом в стране зарегистрировано около 730 тысяч автомобилей. Иными словами, из области в Алматы регулярно въезжает "целая Латвия". На местном уровне — это пять Западно-Казахстанских областей, где числится 134 172 автомобиля, или два автопарка Астаны - в столице зарегистрировано свыше 326 тысяч машин.

По словам директора центра физико-химических методов исследования и анализа Казахского национального университета имени аль-Фараби Булата Кенесова, Алматы входит в топ-5 наиболее загрязненных городов мира по уровню взвешенных частиц.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Эксперты отмечают, что ведущую роль в развитии казахстанского туризма в последние годы играет Алматы. Наибольшую ценность для туристов в Алматы имеет экологический туризм, в частности горный кластер. При этом катастрофическая экологическая обстановка - одна из главных проблем города. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для улучшения экологический ситуации в мегаполисе и развития туризма?