Состояние российской науки ученые назвали катастрофическим
Москва. 8 декабря. Kazakhstan Today - Состояние российской науки в первом докладе Российской ассоциации содействия науке, подготовленном под руководством главы РАСН, академика РАН Евгения Велихова, охарактеризовано как катастрофическое, передает Kazakhstan Today.
"Современное состояние российской науки по целому ряду объективных показателей может быть охарактеризовано как катастрофическое. По объективным причинам экономического характера общее финансирование научно-технической сферы в современной России значительно уступает как таковому в СССР, так и современному уровню финансирования во многих развитых и развивающихся странах", - подчеркивается в документе, сообщает NEWSru.com.
Россия стремительно отстает в мировом поле научных исследований, не решены проблемы воспроизводства квалифицированных кадров и внедрения инноваций, для вывода российской науки из кризиса необходима внятная государственная стратегия в научно-технической сфере, перечисляют проблемы авторы доклада.
"Однако главная причина проблем современной российской науки - организационная. Прежде всего губительным фактором является отсутствие внятной государственной стратегии в научно-технической сфере", - заостряет внимание доклад.
В нем отмечается, что успех советской системы производства научно-технического знания "был основан на полном соответствии между интересами руководителя любого уровня и интересами государства". А "переход на новую экономическую модель привел к тому, что личный успех руководителя может быть достигнут без какой-либо связи с результатами его работы на государственном уровне".
"Рассогласование интересов успеха личного и успеха государственного приводит к размыванию ответственности на уровне высшего руководства, определяющего политику в научно-технической сфере и, как результат, к фактическому отсутствию стратегической последовательности в реализации программ научно-технического развития", - указывают авторы доклада.
Выход из этой "катастрофической" ситуации ученые мужи видят в структуре механизма управления научно-технической политикой государства. "Выстраивание правильных схем личной ответственности при четких целевых показателях обеспечит выстраивание всех остальных связей в режиме усиления эффективности. При этом сами эти целевые показатели должны быть научно обоснованы долгосрочными стратегическими приоритетами развития государства", - отмечают составители документа.
Рабочая версия материалов о состоянии современной науки в РФ предлагается для общественного обсуждения. РАСН надеется, что в ходе широкой общественной дискуссии по данным материалам удастся сформулировать конкретные рекомендации по совершенствованию существующей политики государства в научно-технической сфере, отмечается на сайте организации, созданной по инициативе российских ученых в 2011 году.
Напомним, накануне ученый совет филологического факультета МГУ выступил с заявлением о сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России.
По мнению преподавателей и профессоров, гуманитарное образование в стране находится в критическом состоянии. Документ называется "О реформе образования, ее итогах и перспективах". По мнению авторов заявления, скверное положение дел - во многом результат политики Министерства образования. "Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции", - пишут филологи. Полностью письмо можно прочитать на сайте факультета.
Под заявлением стоит 34 подписи профессоров, докторов и кандидатов филологических наук, заслуженных преподавателей, среди них - подпись декана факультета Марины Ремневой и ее заместителей. В заявлении анализируется ситуация, сложившаяся в школах и вузах.
Авторы заявления констатируют: катастрофа в гуманитарном сегменте произошла, "русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса". Причиной этого филологи называют не некомпетентность власти, а их сознательную и целенаправленную деятельность. В частности, упоминается Программа развития образования до 2020 года, недавно утвержденная правительством.
Такая политика обусловлена, по мнению филологов, рядом причин. "Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовем некоторые, наиболее очевидные. Стремление власти окончательно уничтожить "советскую" составляющую "постсоветского" образования, в случае с русской классической литературой - резко ограничить обсуждение и тем более усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части "среднего класса", которая ориентирована на обслуживание этой элиты. Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования, стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования".
Результаты, которых Министерство образования добилось проводимыми реформами, по мнению филологов: падение уровня преподавания литературы, деградация учительского корпуса, рост коррупции, раскол образовательного пространства. Ситуация усугубляется закрытием школ в провинции, сокращением бюджетных мест на филологических факультетах, а также слиянием и закрытием вузов. Министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию гуманитарного образования в вузах, считают авторы заявления. Также в заявлении говорится о способах дискредитации гуманитарных вузов включением их в список "неэффективных", что наносит огромный урон репутации.
Снижающийся уровень гуманитарного образования в школах ведет к тому, что вузы вынуждены "подтягивать" знания студентов, вводить дополнительные курсы по русскому языку и культуре речи, как это делается в МГУ. Студенты неспособны внятно формулировать мысли, а следовательно, и самостоятельно мыслить.
Профессора и преподаватели философского факультета заявляют о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют, о необходимости предания гласности данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности Министерства образования, необходимости начала дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.
В частности, по поводу введения единого тестирования, в заявлении указывается, что "в результате введения ЕГЭ, с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя, "управляемой массы". Созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на "подготовку к ЕГЭ" и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками. Резко вырос уровень коррупции".
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.