Строительство метрополитена в Алматы экономически нецелесообразно - газета
Алматы. 3 сентября. "Казахстан Сегодня" - Строительство метрополитена в Алматы экономически нецелесообразно, передает агентство со ссылкой на газету "Время".
Как заявил в интервью газете директор института "ГрадТрансПроект" Камал Наурызбаев, один из разработчиков проекта строительства алматинского метрополитена, "московский или киевский метрополитены, которые перевозят по 9 млн человек в сутки, - даже у них большие убытки, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Никогда метро не будет окупаемым видом транспорта".
"Сейчас в той же Москве проезд в метро стоит 19 рублей, причем они собираются снова увеличить тариф. В Лондоне подземка стоит от полутора фунтов и выше - в зависимости от протяженности маршрута. А значит, и у нас проезд будет недешевым. Кто при таких ценах будет ездить на метро?" - рассудил он.
"Я еще в 1984 году работал над экономическим обоснованием метрополитена, которое затем защищал в Госплане. Была поставлена задача: первая очередь метрополитена должна перевозить в час пик не менее 15 тыс. пассажиров... Никак не получалось подойти к этой цифре. Госплан отказал тогда нам в строительстве метро, потому что город не обеспечивал его необходимой рентабельности", - подчеркнул К. Наурызбаев.
Он также отметил, что от станции "Райымбек" до вокзала Алматы II расстояние около километра, и проезжать его удобнее на троллейбусе. По его словам, "если убирать или переносить ту же станцию "Райымбек", то придется перестраивать всю линию... То же самое можно сказать и о станции на пересечении улицы Фурманова и проспекта Абая. От нее до важного транспортного узла - проспекта Достык - не меньше 700 метров. Какой здравомыслящий человек будет пользоваться метрополитеном, чтобы потом тащиться пешком?"
Кроме того, сообщает газета, запуск метро может иметь разрушительные последствия для некоторых районов Алматы. В частности, К. Наурызбаев заявил, что "все здания, которые находятся на углу Абая и Ауэзова, после запуска метро обвалятся. Тоннель там неглубокого заложения, а значит, будет колоссальная вибрация, на которую эти здания не рассчитаны".
Также директор института выразил сомнения по поводу сейсмостойкости метрополитена. "Если сейчас происходят провалы, то... при землетрясении 6 - 8 баллов все обрушится. Тоннели дважды или трижды пересекают зону тектонического разлома. К примеру, под площадью Республики проходит зона стыковки двух тектонических разломов. А метро с проспекта Абая поворачивает сначала направо, а затем налево, чтобы выйти на улицу Фурманова, и как раз пересекает эту зону. Причем именно в ее границах будут установлены эскалаторы!" - сказал он.
фото: Мурашкин Виталий
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна