В Алматы прошли инклюзивные соревнования по спортивным настольным играм
Самому младшему участнику чуть больше двух лет, самому старшему - 42 года. Однако возраст не помешал участникам получить от игр максимум удовольствия и по-другому посмотреть на общение обычные людей и особенных.
Когда члены команды Центра социальных инклюзивных программ узнала о существовании проекта Balalaroom, для них открылось принципиально новое направление инклюзии. То есть объединение в игре обычных и особенных ребят. Настольные спортивные игры - отличный инструмент для организации игровой ситуации, внутри которой ребята и общаются, и отрабатывают правила и умение им следовать и командные формы", - прокомментировали представители организатора игр - Центра социальных инклюзивных программ Алматы.
Соревнования проводились впервые. Зал ЦСКА вместил более 70 человек. Разбившись на 9 команд, ребята и взрослые соревновались между собой в таких играх, как "Кульбутто", "Корнхолл", "Джакколо", "Шафлборд", "Новус". Сложные и такие интересные названия, и не менее интересные игры сразу покорили участников. Что особенно радовало, что наравне с детьми мамы и папы, бабушки и дедушки брали в руки фишки, кий, старались получить очки. Пожалуй, они радовались больше детей, отмечают организаторы.
По их словам, такие мероприятия способствуют изменению отношения общества к вопросу особенных детей. В игре незаметно, кто какой, какие у кого особенности. В хорошо организованной игровой ситуации все равны. Кроме того, здесь замечательно можно наладить контакт между родителями и детьми, братьями и сестрами. И особенно важно, что в игре обычные дети учатся контактировать со своими особенными братьями и сестрами и, пожалуй, впервые понимают, что с ними можно играть и что они могут им помочь.
Команда Центра социальных инклюзивных программ и Balalaroom планирует продолжать практику соревнований. Каждую среду инклюзивный игровой день проходит в самом игровом пространстве Balalaroom, куда можно приехать и бесплатно поиграть с подростковой инклюзивной командой: с 10.00 до 11.30 и с 15.00 до 16.30 по адресу: улица Жумалиева, 60, угол улицы Гоголя.
Как подчеркнули в Центре, дети с особенностями часто нуждаются в помощи, но не всегда обстоятельства складываются так, что помощь можно оказать. А потом они вырастают и превращаются в особенных взрослых. Синдром Дауна, аутизм, задержка психического развития, ДЦП и много разных диагнозов, из-за которых круг общения значительно сужается. Причем не только самого ребенка или взрослого, но и всей его семьи. Причин тому множество: стрессовое состояние родителей, отсутствие детей и взрослых, способных позитивно и искренне общаться с особенным человеком, отсутствие инфраструктуры для обучения и социализации.
Центр социальных инклюзивных программ - это инициатива родителей обычных и особенных детей, которые объединились, чтобы строить инклюзивное общество. Сначала это был некий социальный эксперимент, когда обычные подростки общались с подростками с особенностями. Ребята с помощью специалистов поняли, что, если они не помогут своим сверстникам, то не поможет никто. Проект показал беспочвенность опасения взрослых, что дети не поймут и не примут своих особенных сверстников. Подросткам достаточно было объяснить, что такое зеркальные нейроны, здоровые функции и почему важно сохранять позитивную атмосферу и мобилизацию. С момента, когда ребята осознали свою значимость и ответственность, их жизнь изменилась. Она изменилась и для их родителей, потому что они тоже нашли свое место в жизни и возможность вместе со своим ребенком делать что-то важное и полезное.
Объединившись, родители решили организовать процесс социальной инклюзии в самых различных ситуациях: спортивная, творческая, образовательная, досуговая. Привлекая различных мастеров, как их называют в Центре, родители руководствовались идейными соображениями. Поскольку проект исключительно социальный и в нем нет финансовой стороны, то к участию привлекались люди со схожими идеями и ценностями. Так в проекте появились Светлана Позднякова с программой "Легкописание", Школа наук "Oyla", Муза Изумина, Ольга Батурина, которая впервые в своей практике стала читать лекции по истории искусства детям.
Самой младшей слушательнице - 5 лет, и она заворожено слушает полуторачасовую лекцию. Одним из уникальных преподавателей в проекте является Руслан Башаев, обучающий вокалу. Его резюме восхищало всех работодателей, но, когда он сообщал, что незрячий, ему тут же отказывали в работе. Его уроки вокала - одни из самых любимых ребятами. И здесь тоже инклюзия: подростки видят, что человек, которого общество привыкло считать "человеком с ограниченными возможностями", может во много раз больше, чем они. Он лидер, руководитель ситуации. И это, конечно, формирует мировоззрение ребят.
Команда Центра в постоянном поиске новых знаний, методов, приемов. Сюда приходит все больше и больше ребят с особенностями, и стоит очень важная задача - сформировать такую команду из нормотипичных, то есть обычных подростков, чтобы в нее можно было эффективно включать особенных мальчишек и девчонок. Команду обязательно надо готовить и развивать, ведь, по сути, они являются тем самым обществом, в которое выходят "невидимые дети". И чтобы они не боялись выйти в это общество, оно должно быть развитым, позитивным, добрым. Оно должно стать пространством для достижения и актуализации навыков.
В перспективе перед Центром стоит задача создания Молодежной инклюзивной команды, и уже есть лидеры - студенты, которые обрели смысл в построении такой команды и помощи своим сверстникам, оказавшимся волей судьбы в такой ситуации.