В Казахстане ежегодно растет количество обращений о нарушениях прав потребителей
Фото: Depositphotos
Астана. 19 июня. KAZAKHSTAN TODAY - Заместитель премьер-министра - министр торговли и интеграции Серик Жумангарин доложил, что количество обращений о нарушениях прав потребителей в республике ежегодно растет, сообщает пресс-служба главы правительства.
Отмечается, что только в 2022 году МТИ рассмотрено более 30,2 тысячи обращений. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим госорганам.
В большинстве своем граждане не удовлетворены качеством медицинских услуг, услугами связи, городским общественным транспортом и услугами общественного питания. При этом по 44,8% поступивших обращений в прошлом году была оказана консультационно-правовая помощь, по 43,7% - приняты положительные решения.
В целом потребителям возвращено 786 млн тенге", - проинформировали в пресс-службе.
Также сообщается, что подготовлены поправки в законодательство, направленные на повышение эффективности системы защиты прав потребителей.
Кроме того, предусматривается введение института омбудсмена по вопросам ЗПП, упрощение процедуры рассмотрения жалоб потребителей (с 4 до 2 ступеней), распространение базовых принципов защиты прав потребителей на сферы коммунальных, транспортных, медицинских, туристских услуг, услуг связи и иных.
Планируется внедрить гражданскую ответственность в виде штрафа по решению суда в пользу потребителя, что будет мотивировать субъекты предпринимательства добровольно удовлетворять его законные требования. Также будет проведена работа по восполнению законодательных пробелов в сегменте онлайн-торговли.
В целом в результате поправок уровень удовлетворенности граждан госрегулированием в сфере защиты прав потребителей к 2025 году должен достигнуть 80%.
Премьер-министр подчеркнул, что одними из основных поводов для обращения населения являются продажа некачественных товаров, отсутствие и некорректность ценников на товарах, несвоевременный возврат денежных средств из интернет-магазинов.
Потребители также жалуются на качество услуг в сферах здравоохранения, питания, жилищно-коммунального хозяйства, связи. Государственные органы не всегда своевременно рассматривают обращения. Зачастую сама причина проблемы не решается. В этой связи межведомственному совету по защите прав потребителей надо активизировать свою работу", - заявил Алихан Смаилов.
Он добавил, что внесенные в 2020 году поправки в закон "О защите прав потребителей" способствовали построению целостной системы с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса. Вместе с тем для достижения более ощутимых результатов требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы. Для этого и были разработаны новые поправки в действующие законы.
Предлагается ввести институт омбудсмена по защите прав потребителей. Он должен стать главным координатором по урегулированию всех возникающих проблем и жалоб. При этом нужно максимально упростить алгоритм рассмотрения жалоб потребителей. Здесь важно выстроить эффективную схему взаимодействия: потребитель - общественное объединение - государство", - подчеркнул премьер-министр.
После проведения процедуры голосования в поддержку предлагаемых законопроектов глава правительства поручил обеспечить их внесение в мажилис парламента в установленные сроки.
Он также отметил необходимость провести работу по совершенствованию действующих национальных стандартов, улучшающих качество жизни населения.
Нужно выработать дополнительные меры по стимулированию бизнеса в части улучшения качества предоставляемых услуг и товаров для потребителей", - добавил он Алихан Смаилов.
Ранее сообщалось, что более 60 субъектов рынка оштрафовали на 2,5 миллиона тенге в Мангистауской области.