15.10.2010, 13:52 18056

В Казахстане наблюдается устойчивая тенденция деградации системы образования и науки - эксперты

В Казахстане наблюдается устойчивая тенденция деградации системы образования и науки - эксперты

Алматы. 15 октября. Kazakhstan Today - В течение последних 15-20 лет наблюдается устойчивая тенденция деградации казахстанской системы образования и науки. Такое мнение высказывается в исследовательском труде научно-образовательного фонда "Аспандау" Политика развития образования Республики Казахстан "Информационное общество 2030", передает агентство.

Как сообщается, работа ученых основывается на результатах научного анализа фонда "Аспандау". "Миссия этой Политики - консолидация и вдохновление людей на созидание национальной системы образования нового информационного общества с экономикой, основанной на знаниях. Она призвана задать новые ценности и ориентиры для последующего развития образования как фундамента воспроизводства общества, стать руководством к действию в сфере управления образовательным процессом для каждого гражданина, как на уровне системы образования, так и на уровне ее отдельных учреждений, в том числе НПО, СМИ и даже семьи", - отмечается в аннотации научного труда.

"Несмотря на наличие положительных, сугубо количественных оценок образовательных достижений РК, при сопоставлении с мировым уровнем очевидным фактом является то, что в течение последних 15-20 лет наблюдается устойчивая тенденция деградации казахстанской системы образования и науки по качественным характеристикам", - отмечается в работе ученых.

Они обращают внимание на то, что "пришли в запустение многие отрасли естественных и технических исследований, а масштабы и глубина гуманитарных и социальных кардинально снизились. Но главное - до недопустимо низкого уровня упало качество образования в самом широком, содержательном смысле этого слова, а не только в узком, собственном смысле оценки усвоения содержания". "Это обусловлено как недостаточным научным и личностным потенциалом преподавателей, так и систематическим выхолащиванием научного содержания образовательных программ и пособий, а также многими другими причинами", - указывают эксперты.

Как они отмечают, мнение о том, что эту проблему можно решить посредством увеличения объемов финансирования является не совсем верной. Однако, "проблема качества образования не решается таким простым способом".

"Ведь вызов, по сути, состоит в том, что мы имеем дело с глобальной проблемой: Мало где в мире существующая система образования переросла рамки индустриального общества и в полной мере отвечает современным, "информационным" требованиям кардинально изменившейся социальной системы, вследствие чего личность человека не может адаптироваться к информационной революции и к нарождающемуся информационному обществу. Новый концептуальный подход не столько в том, чтобы повысить качество образования, сколько в том, что надо разработать и реализовать проект Системы образования информационного общества", - считают ученые.

"Образно говоря, миру сейчас нужны "информационное образование", которое много шире информационно-технологического в культурном и предметном аспектах, и "информационная личность" как первичный элемент информационного общества", - указывают они.

По мнению ученых, в Казахстане одной из чрезвычайно важных причин падения качества образования явился разрыв связи науки и образования. Наука как важнейший инструмент процесса познания транслирует добываемое знание обществу посредством образования, а последнее помогает науке это знание сохранять и развивать, в том числе через подготовку научных кадров в вузах.

"Однако в постперестроечное время естественная связь между научными достижениями и образовательным процессом на всех его этапах, включая дошкольное, школьное и высшее образование, разрушилась. Вследствие этого наука и образование в современном их состоянии не могут обеспечить необходимых условий для формирования сбалансированной и высокоразвитой личности с расширенной метрикой сознания и стремлением к познанию как одному из важнейших инструментов самореализации и организующей деятельности", - считают они.

Кроме того, еще одной причиной ученые называют "причудливое сочетание остатков догматизма советской школы и узкого прагматизма, не оправдавшего себя на Западе "компетентностного" подхода, лишает личность твердой и надежной опоры, каковой должны быть точные и научно обоснованные представления о природе, человеке, обществе и специфике их системного взаимодействия".

"Современные выпускники университетов с красными дипломами в большинстве своем не имеют о них никакого представления, так же как и о законах формальной и диалектической логики. Вряд ли они догадываются о существовании научного подхода", - отмечают они.

Вследствие катастрофического снижения научно-теоретического уровня преподавателей и образовательных программ новые поколения казахстанской молодежи фактически лишаются условий, необходимых для формирования концептуального мышления на уровне категорий, общенаучных понятий и научных терминов. Повсеместно торжествуют бытовые смыслы. Существующие регламенты регулирования образовательного процесса омертвели и используются в качестве прокрустова ложа чиновниками от образования, нередко в своих личных, особых интересах.

Еще одна важная причина - низкий социальный статус педагогических работников как основных носителей научного знания и представителей современной науки в системе образования. В результате произошел массовый исход наиболее профессионально подготовленной, творческой и активной части профессорско-преподавательского состава из средней и высшей школы.

Все эти причины, по мнению ученых, "подрывают важнейшие условия воспроизводства личностного потенциала страны как единственно подлинного источника ее благосостояния, порождают мотивы для массового оттока за границу не только наиболее перспективной и интеллектуально развитой молодёжи, но и состоявшейся элиты страны, в том числе и деловой".

Как указывается, для того, чтобы переломить эти тенденции, "необходима консолидация здоровых сил общества на основе осознания чрезвычайной важности развития личностного потенциала". "Основная тяжесть ответственности в этом процессе возлагается на институты гражданского общества. Именно они должны оценивать качество образования, влиять на образовательную политику, в том числе государства, и согласовывать направления расходования ресурсов в интересах общества. Смысл их ответственности заключается не только в том, чтобы аккумулировать дополнительные, необходимые образованию средства, но и в том, чтобы квалифицированно, бескорыстно и прозрачно их распределять для пользы общего дела", - отмечается в работе.

"Многие считают, что этим должно заниматься государство, но, к сожалению, проблема в том, что интересы государства и общества в распределении бюджетных средств существенно расходятся с личными и корпоративными интересами конкретного чиновничества в условиях отсутствия его подотчетности структурам гражданского общества", - констатируют ученые.

"Чем выше личностный потенциал страны, тем выше ее национальная конкурентоспособность. Никто не начнет инвестировать по-настоящему в реальный сектор экономики, в диверсификацию материального производства, пока не сформируются соответствующие социальные группы как носители объективной ценности общего развития страны. Эта профессиональная задача государственного масштаба выпала на долю гражданского общества", - обращают внимание ученые.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?