В Казахстане предлагают усилить контроль за соблюдением требований безопасности на бизнес-объектах
Как сообщили в пресс-службе палаты, проведен анализ ситуаций с пассажирскими перевозками и пожарами и других, таких как возгорание автобуса на трассе в Актюбинской области, падение лифтов в жилых комплексах Астаны, случаи массового отравления в пунктах общественного питания. Одной из главных причин инцидентов является недобросовестная предпринимательская деятельность и несоблюдение требований безопасности.
Для минимизации нарушений предпринимателей Нацпалата предлагает усилить общества по защите прав потребителей. "В целях устойчивого развития страны считаем необходимым создание системы, равно обеспечивающей интересы как государства и бизнеса, так и общества в целом, в частности потребителей. Государственный контроль снижается, количество проверок уменьшается, но, чтобы не создавать вакуум и атмосферу вседозволенности предпринимателей "Атамекен" предлагает усилить общественный контроль путем развития сферы защиты прав потребителей", - отметили в пресс-службе.
В Нацпалате считают, что для бизнеса общественный контроль предпочтительнее государственного, и население больше будет доверять итогам общественного контроля.
Для привлечения в сферу квалифицированных специалистов на начальном этапе "Атамекен" предлагает предусмотреть бюджетное финансирование, размещение госзаданий по созданию и поддержке обществ по защите прав потребителей.
Еще одно предложение Нацпалаты - усилить требования к предпринимателям в отраслях, имеющих наибольший риск ущемления и нарушения прав населения. В частности, ситуации с возгоранием автобусов и городскими автобусными перевозками наглядно показали необходимость больших реформ в этой сфере.
Атамекен" совместно с госорганами (МИР, МВД, МНЭ) разработал Комплексную программу (дорожную карту) по развитию автобусных перевозок. В рамках данной программы предусмотрено усиление требований и ответственности при осуществлении автобусных перевозок, проинформировали в пресс-службе.
В частности, предусматривается электронное билетирование пассажиров, детализация ответственности организаторов и перевозчиков регулярных автобусных маршрутов в типовом договоре, поэтапное ограничение эксплуатации автобусов на нерегулярных междугородных и международных сообщениях по срокам их эксплуатации (с 2019 года старше 25 лет и 2025 года старше 12 лет) и другие изменения.
Как уточнили в Нацпалате, в настоящее время программа на стадии согласования с государственными органами, после чего она будет вынесена на заседание правительства РК.
По мнению представителей "Атамекена", аналогично требуется усиление требований и в сфере лифтового хозяйства, так как лицензирование деятельности не является панацеей в данном случае, а всего лишь ограничивает доступ на рынок.
Основные причины ухудшения ситуации кроются в отсутствии надлежащего надзора со стороны уполномоченных органов из-за коллизии в законодательстве между законом РК "О гражданской защите", в котором предусмотрен только контроль за безопасной эксплуатацией лифтов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, и предпринимательским кодексом, в котором предусмотрен только надзор. Данные обстоятельства не позволяли госорганам проводить проверки, при этом соответствующие госорганы не пытались активно устранить эти противоречия", - пояснили в пресс-службе.
По информации Палаты, в Казахстане действует Неправительственный стандарт СИ-18-2017 "Лифты, эскалаторы, подъемники инвалидные. Правила обращения, требования безопасности к оборудованию, сервисному обслуживанию и установке" (НПС), но статус этого документа требуется повысить до Национального стандарта. Это позволит госорганам проверять его соблюдение и применять в качестве ссылочного в правовых актах. В настоящее время заявка по переводу НПС в Нацстандарт подана. Ориентировочные сроки принятия Национального стандарта - июль 2018 года.
Еще одно предложение "Атамекена" - создание Национальной системы рейтингов, к примеру, объектов общественного питания, отелей, торговых центров, компаний-таксоперевозок и так далее.
Полагаем, что процесс становления казахстанского бизнеса завершился и пришло время повышения качества производимых товаров и оказываемых услуг через создание казахстанских брендов, узнаваемых на международном рынке. Достичь этого возможно через принцип "здоровой конкуренции и состязательности", который, прежде всего, позволяет улучшать качество предоставляемых товаров, работ и услуг", - подчеркнули в Палате.
Отмечается, что инструментом при этом должна выступать система рейтингов - независимая оценка и ранжирование субъектов предпринимательской деятельности согласно мнению потребителей, официальной финансовой отчетности с целью оптимизации бизнес-процессов и налаживания принципа справедливых социально-экономических взаимоотношений в бизнесе на локальном и глобальном рынках.
Яркими международными примерами рейтингов является Красный гид Мишлен в сфере общественного питания, звездная система классификации гостиниц Всемирной туристской организации.
Для стимулирования и мотивации предпринимателей Национальную систему рейтингов можно привязать к системе госконтроля - выше в рейтинге, меньше проверок, заключили в пресс-службе.