01.07.2023, 11:45 103626

ЖК в микрорайоне Горный гигант в Алматы активно строятся близ сибиреязвенного захоронения - Антикор

Отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков
ЖК в микрорайоне Горный гигант в Алматы активно строятся близ сибиреязвенного захоронения - Антикор
Алматы. 1 июля. KAZAKHSTAN TODAY - В Антикоррупционной службе рассказали, что согласно внешнему анализу в сфере строительства предгорной зоны мегаполиса коррупционные риски установлены на всех этапах градостроительства в Алматы.

В частности, в мегаполисе отсутствует системное планирование градостроительства.

Анализ показал, что генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС. Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек. Кроме того, в микрорайоне Горный гигант активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения", - сообщили в Антикоре.


Другой проблемой является изменение целевого назначения земли. Как подчеркнули в пресс-службе, должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились МЖК.

Вместе с тем подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с ЛПХ на ИЖС. Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена.


Причиной такой практики является региональный план реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса", - рассказали борцы с коррупцией.

Третье - получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах.

Сообщается, что должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность. Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 млн тенге.

Четвертое - процессы строительства пронизаны коррупционными факторами.

Как пояснили в антикоррупционном ведомстве, отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.

Таким образом одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершении строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс Baganashil.


Анализом установлено 11 фактов, когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты", - уточнили в пресс-службе.

Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше проспекта Аль-Фараби высотой 12 метров и не более трех этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом "Домино" высотой 15 метров. Выявлено 18 таких объектов.

В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10 многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.

Еще одна проблема - слабый государственный контроль за строительством.

Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа.

Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски. Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки", - отметили в Антикоре.


Шестое - поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства.

Как объяснили в ведомстве, электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок "помогаек".

В ходе анализа Антикором были предоставлены рекомендации по возврату 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом генеральном плане Алматы до 2040 года, утвержденном в мае правительством.

Помимо этого, предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного министерства.

В целом по результатам анализа Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации. По всем коррупционным фактам агентством зарегистрировано и расследуется 8 уголовных дел", - добавили в ведомстве.


Напомним, более 150 нарушений выявлено при застройке в предгорьях и водоохранных зонах Алматы.

Ранее сенатор предложил объявить мораторий на строительство в предгорьях Алматы.

Экс-глава МЧС РК Юрий Ильин заявил о необходимости ужесточения требований к застройщикам.

Зачастую принимаются и вводятся в эксплуатацию здания, жилые дома, которые построены в том числе из саманного кирпича, который никаким нормам не подлежит и не выдержит при разрушительном землетрясении. Здесь большой спектр работы, который нам предстоит решать, и, наверное, потребует больших и финансовых средств и, возможно, пересмотра законодательства в целях ужесточения требований к застройщикам, непосредственно ведущим работы в сейсмоопасном регионе", - пояснил Ильин.


Независимый эксперт поделилась мнением о генплане Алматы до 2040 года. По ее словам, генплан предусматривает еще больший рост застройки, причем высокоэтажной.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?