29.02.2012, 15:37 2485

"Ак жол" предлагает кардинальным образом переработать законопроект об электроэнергетике

"Актуальность указанного законопроекта не вызывает сомнений. В то же время предлагаемые в законопроекте подходы не связаны с повышением экономической эффективности отрасли и более того - создают определенное поле для коррупционных проявлений".

Астана. 29 февраля. Kazakhstan Today - Партия "Ак жол" предлагает кардинальным образом переработать законопроект об электроэнергетике, чтобы исключить коррупционную составляющую, а также привлечь в отрасль инвестиции и современные технологии, передает Kazakhstan Today.

"Настоящим вношу позицию по находящемуся на рассмотрении возглавляемой Вами рабочей группы проекту закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка", - говорится в обращении к депутату мажилиса РК А. Бикенову председателя фракции ДПК в парламенте Азата Перуашева.

"Актуальность указанного законопроекта, как и перечень поднимаемых в пояснительной записке к нему проблем, не вызывают сомнений. В то же время предлагаемые в законопроекте подходы не в полной мере соответствуют поставленным задачам, не связаны с повышением экономической эффективности отрасли и более того - создают определенное поле для коррупционных проявлений. Так, существующие в отрасли проблемы (прежде всего по неисполнению инвестиционных обязательств) предлагается решать через формирование рынка мощности, в дополнение к существующему рынку электроэнергии", - считают в "Ак жоле".

"Однако предложенное в проекте усугубление и без того полной зарегулированности цен на данном рынке при отсутствии каких-либо критериев ценообразования и дифференциации производителей по группам источников энергии (угольные, дизельные, газовые, ветровые, гидроэлектростанции, ко-генерационные источники и т.д.) вместо заявленного повышения реальных капиталовложений приведут к дальнейшему падению инвестиционной привлекательности отрасли", - считает А. Перуашев.

По его словам, "исходя из законопроекта, потенциальному инвестору будет выгоднее не работать на результат (то есть реально производить максимум энергии по минимальной себестоимости), а любыми путями завышать утверждаемые в уполномоченном госоргане фактические или мнимые затраты для их гарантированного возврата. При этом норма прибыли по отрасли законодательно не отрегулирована, а вся финансовая нагрузка возлагается на конечного потребителя".

"Фактически вместо рынка мощности законопроект предлагает создание монополии: сначала в виде закупа (причем, даже не товара в виде энергии, а способности к его производству), а затем - посредством обязательного для потребителей тарифа. Как угодно, но такие отношения рыночными назвать невозможно, на рынке торгуют ТОВАРОМ, а не СПОСОБНОСТЬЮ к его производству; причем стоимость этого товара определяет соотношение спроса и предложения, а не некий "уполномоченный орган", - указывается в документе.

"Совершенно очевидно, что даже в случае "добросовестного" инвестора при таком подходе будут стимулироваться именно затратные проекты, ведущие к росту тарифов, поскольку объем гарантированно возвращаемых инвестиций в данном формате опирается лишь на оценку госорганов и не привязан к их реальной экономической эффективности", - уверены в ДПК.

По мнению "Ак жола", "другой возможный вариант - и вовсе коррупционный, ориентированный на фиктивное завышение проектной стоимости генерирующих объектов и "возврат" этих фиктивных затрат через удорожание тарифа".

"В обоих случаях возросшая финансовая нагрузка будет ложиться на потребителей, включая производственные предприятия, запускаемые в рамках Программы форсированной индустриализации, что, безусловно, отрицательно отразится на их конкурентоспособности. В итоге не энергетика станет инфраструктурой производительной экономики, а производство и население станут заложником неоправданно подорожавшей энергетики", - говорится в обращении.

"Следует также отметить, что предлагаемая разработчиком законопроекта модель не имеет положительных примеров в мировой практике, а Россия, планировавшая создать рынок мощности, отказалась от нее в июне 2011 года", - напоминают в партии.

Кроме того, сообщает документ, "по тексту законопроекта возникает целый ряд закономерных вопросов: например, какие затраты собираются учитываться при установлении предельных тарифов на рынке мощности, если все они, включая инвестиционные обязательства, уже учтены в предельных тарифах на рынке электроэнергии? Будут ли устанавливаться ценовые группы на этом новом рынке и как они будут формироваться? Или другой вопрос - будут ли тарифы в договорах с новыми энергопроизводящими организациями, помимо затрат на поддержание готовности мощности, учитывать также и затраты собственно на производство электроэнергии? Или еще один - каким образом должна будет реализовываться электроэнергия (по идее, торгуемая на рынке электроэнергии), произведенная энергопроизводящими организациями, мощности которых уже проданы на рынке мощностей?! И таких вопросов более чем достаточно", - считают во фракции.

"По нашему мнению, концептуально более целесообразным был бы вариант гарантированного закупа произведенной электроэнергии по фиксированным тарифам для каждого вида генерации через национального оператора, что позволило бы привязать возврат инвестиций к реальной эффективности проектов, а не к самому факту их одобрения. Данный подход позволил бы исключить коррупционную составляющую, а также привлечь в отрасль инвестиции и современные технологии", - указывается в тексте.

По информации А. Перуашева, "в мировой энергетике для обеспечения инвестиционной привлекательности используется три ключевых момента: гарантированный закуп производимой мощности, определение единого тарифа для каждого типа генерации энергии и обеспечение технической возможности для сбыта мощности в сети национального оператора. Социальные задачи при выведении тарифов на их реальный уровень решаются путем системных дотаций национальному оператору или напрямую - малообеспеченным семьям, на оплату коммунальных услуг".

"Данное предложение не представляется возможным изложить в виде поправок к указанному законопроекту, так как соответствующие поправки пришлось бы вносить по всему тексту. На основании вышеизложенного считаем целесообразным кардинальным образом переработать внесенный законопроект", - заключает обращение.

При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.

Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      С марта Казахстан перевели на единый часовой пояс. По сравнению с аналогичными показателями прошлого года тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли примерно на 20%. Стали ли вы платить больше за электричество после перехода единый часовой пояс?