Мажилис одобрил поправки по вопросам усиления защиты права собственности и арбитража
Первый блок поправок связан с обеспечением имущественных прав сторон по договорам банковских займов. В этом случае предлагается установить запрет на взимание двойных комиссий при открытии текущего счета.
Астана. 5 декабря. Kazakhstan Today - Депутаты мажилиса сегодня на пленарном заседании одобрили во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности и арбитража", передает Kazakhstan Today.
Ранее заместитель министра юстиции Зауреш Баймолдина сообщала, что изменения будут внесены в 16 законодательных актов, в том числе 8 кодексов Республики Казахстан.
По информации пресс-службы мажилиса, первый блок поправок связан с обеспечением имущественных прав сторон по договорам банковских займов. В этом случае предлагается установить запрет на взимание двойных комиссий при открытии текущего счета. Предусматривается также установить иммунитет от обращения взыскания на алиментные платежи на содержание детей при наличии специальных счетов и предусмотреть право залогодателя самостоятельно реализовать залоговое имущество при предъявлении банком требования о досрочном исполнении обязательства.
Второй блок направлен на защиту имущественных прав собственников и негосударственных землепользователей при принудительном изъятии земельных участков для госнужд. Законопроектом предлагается установить единые основания для компенсации стоимости изымаемого для госнужд имущества путем создания условий равноценного возмещения. При этом размер возмещения при изъятии земельного участка определяется по рыночной стоимости имущества без привязки к основанию возникновения права собственности или права землепользования. Предоставляется также возможность "натурального возмещения" при изъятии имущества для госнужд путем предоставления иного земельного участка (альтернатива возмещению стоимости).
Третий блок поправок направлен на защиту имущественных прав лиц при конфискации имущества. В текущем году Генеральной прокуратурой проведен анализ состояния законности при применении конфискации, выявивший ряд проблем. В частности, большинство судей назначают конфискацию при отсутствии доказательств преступного происхождения имущества, ссылаясь при этом только на санкцию статей УК, предусматривающих ее обязательное применение. В этой связи разработчиком предлагается повысить "стандарты" доказывания со стороны органов уголовного преследования посредством установления (конкретизации) обязанности органа уголовного преследования и суда на каждой стадии процесса по установлению факта преступного происхождения имущества с тем, чтобы исключить факты необоснованного применения конфискации имущества. В практике возникают также проблемы в вопросе снятия обременений (ареста) с имущества, ранее наложенных органами уголовного преследования и в последующем конфискованного приговором суда и реализованного в установленном порядке третьему лицу (добросовестному приобретателю). В связи с этим предлагается установить компетенцию суда по снятию ранее наложенного органом уголовного преследования ареста и иных обременений с конфискованного имущества.
Четвертый блок предусматривает иные поправки, направленные на усиление защиты собственности. В частности, уточняются некоторые нормы института законодательства: по институту наследства уточняется круг лиц из числа иждивенцев, призываемых к наследованию, но не входящих в круг наследников по закону первой очереди. По вопросам отчуждения долей участия в уставном капитале ТОО устанавливается, что принудительный выкуп доли участника ТОО возможен только в случае нарушения им своих обязанностей перед ТОО, повлекших существенный вред ТОО.
Пятый блок поправок направлен на решение имеющихся проблем в практике применения нового закона "Об арбитраже". Предлагается дальнейшее приведение норм национального законодательства в соответствие с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном торговом арбитраже", Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже, а также Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. В числе основных изменений: исключение требования по применению законодательства при рассмотрении арбитражами спора, одной из сторон которого являются государственные органы, государственные предприятия, субъекты квазигосударственного сектора. Также предполагается подчинение всех процедур и правил арбитражного разбирательства соглашению сторон, регламенту арбитража, а в их отсутствие - закону той страны, где имел место арбитраж.