13.11.2024, 11:02 45601

Новые меры по борьбе с мошенниками: АРРФР разработал поправки в закон

Банки будут обязаны до заключения договора банковского займа провести биометрическую идентификацию клиента, а также предоставить ему полные сведения по банковскому займу
Новые меры по борьбе с мошенниками: АРРФР разработал поправки в закон
Фото: Depositphotos
Астана. 13 ноября. KAZAKHSTAN TODAY - Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК подготовило поправки в законы по вопросам регулирования банковской деятельности.

В частности, банки будут обязаны до заключения договора банковского займа провести биометрическую идентификацию клиента, а также предоставить ему, помимо сведений и документов, следующую информацию по банковскому займу:

  • срок предоставления банковского займа;
  • предельную сумму и валюту банковского займа;
  • вид ставки вознаграждения: фиксированная или плавающая, порядок расчета в случае, если ставка вознаграждения является плавающей;
  • размер ставки вознаграждения в годовых процентах и ее размер в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении (реальную стоимость) на дату обращения клиента;
  • исчерпывающий перечень и размеры комиссий, тарифов и иных расходов, связанных с получением и обслуживанием (погашением) банковского займа, в пользу банка;
  • ответственность и риски клиента в случае невыполнения обязательств по договору банковского займа;
  • ответственность залогодателя, гаранта, поручителя и иного лица, являющегося стороной договора об обеспечении займа.

Также теперь на главной странице мобильного приложения банка будет находиться функционал для подачи жалобы на мошеннические действия в отношении клиента.

Кроме того, в банках будут созданы антифрод-подразделения, которые будут круглосуточно передавать данные в антифрод-центр НБРК, что также позволит отслеживать мошенничество с кредитами.

В обязанности антифрод-подразделения входит:

  • разработка плана мероприятий по реализации стратегии банка по противодействию мошенничества;
  • внедрение превентивных способов, моделей, технологий и процессов противодействия мошенничеству в отношении клиентов банка на внешних каналах обслуживания и совершенного работниками банка;
  • внедрение, функционирование и непрерывное улучшение процессов противодействия мошенничеству и цифровых каналов предоставления финансовых продуктов или услуг;
  • проведение мероприятий по противодействию заключению договоров потребительского займа, переводов денег или снятия наличных денег с признаками мошенничества, осуществляемых банком в рамках системы управления рисками мошенничества;
  • оценка бизнес-процессов и внедряемых финансовых продуктов и или/услуг на предмет рисков мошенничества;
  • выявление и аналитика внешних и внутренних данных, а также предупреждение новых схем мошенничества;
  • разработка типологии подозрительных операций с признаками мошенничества;
  • формирование списков подозреваемых в мошенничестве и списка мошенников и т.д.

Антифрод-система банка отвечает следующим требованиям:

  • обеспечивает техническую интеграцию с антифрод-центром НБРК;
  • обеспечивает полноту отражения информации о подозрительных операциях и мошенничестве в базе данных инцидентов и непрерывную передачу данных в антифрод-центр НБРК в круглосуточном режиме;
  • использует заранее заданные пороговые значения для различных параметров (сумма перевода, частота операций с одного аккаунта и другие), для выявления подозрительной активности;
  • обеспечивает ведение списков подозреваемых в мошенничестве и мошенников банка и автоматическую сверку с внутренними списками банка для всех транзакций, включая списки антифрод-центра НБРК;
  • предусмотрена возможность приостановить и возобновить или отклонить транзакцию;
  • обеспечивает хранение данных;
  • обеспечивает аналитическую отчетность по инцидентам мошенничества для предоставления в уполномоченный орган;
  • обеспечивает гибкость для анализа и настройки параметров для выявления подозрительных операций и мошенничества в соответствии с внутренними документами банка, регламентирующими процесс выявления подозрительных операций, тестирования и внесения изменений в антифрод-систему банка.

Документ размещен на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 26 ноября.

Напомним, с начала года в Казахстане зарегистрировано свыше 17 тыс. фактов интернет-мошенничества. Самый распространенный способ обмана - интернет-торговля. В связи с этим в Казахстане вводятся новые меры по пресечению мошенничества.
 

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      В Казахстане онлайн-мошенничество приняло катастрофический характер. На сегодняшний день онлайн-кредитование является не только удобным благом цифровизации, но и распространенным способом мошенников для обмана и грабежа граждан. Считаете ли вы, что в Казахстане необходимо запретить онлайн-кредитование и микрозаймы МФО под сумасшедшие проценты?