Сенат вернул в мажилис проект Кодекса о налогах
Законопроект предусматривает нововведения, направленные на упрощение налогового законодательства в отношении физических и юридических лиц, стимулирование деловой активности, совершенствование механизма налогового администрирования, сообщили в пресс-службе сената.
По информации палаты, в целях защиты интересов добросовестного налогоплательщика вводятся нормы, касающиеся толкования в пользу налогоплательщика спорных вопросов, возникших по причине неясностей и неточностей в нормативно-правовых актах, либо последующих изменений в позиции налогового органа.
Новеллы направлены также на сохранение действующих специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса, введение для МСБ альтернативного режима фиксированного вычета, снижение ставок налоговой нагрузки в связи с введением взносов по обязательному медицинскому страхованию и обязательным пенсионных взносам работодателей.
В сфере недропользования инвестиции в геологоразведку будут стимулироваться путем разрешения альтернативного налога на недропользование, введения механизма арендных платежей, а также учета расходов на неуспешную разведку в другом добычном контракте в рамках одного юридического лица. Касательно налогообложения специальных экономических зон документом предлагается расширение условий применения льгот, отметили в сенате.
Вместе с тем в ходе обсуждения законопроекта сенатор Аскар Бейсенбаев указал на ряд недостатков в проекте Налогового кодекса. "К сожалению, мы не можем пока сказать, что проект Налогового кодекса стал простым и понятным для рядового налогоплательщика. Налоговый кодекс - это свод законов, а не инструкций и подзаконных актов, и должен поэтому трактоваться однозначно. Однако в проекте сохраняется большое количество внешних и внутренних отсылочных норм на подзаконные акты - свыше 100 постановлений правительства и порядка 300 иных актов", - отметил сенатор.
При этом он отметил, что сложность восприятия текста Кодекса демонстрирует количество его статей. Сенатор привел следующие факты: в России Налоговый кодекс состоит из 432 статей, Беларуси - 330, Грузии - 310, а наш - из 773 статей.
Бейсенбаев также акцентировал внимание на упущении вопроса по самозанятым: "Необходимо в рамках Налогового кодекса разработать упрощенную фиксированную патентную систему, которая позволит работать самозанятым легально без регистрации в качестве ИП и без сдачи каких-либо отчетов".
По информации пресс-службы, обеспокоенность сенаторов вызывает и то, что в преддверии всеобщего декларирования в рамках проекта Налогового кодекса предлагается с 2020 года отменить действующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и аграрного сектора и перевести их на полноценный учет доходов и расходов. "При таком подходе в связи с резким ростом налоговой нагрузки малый бизнес может уйти в "тень". Хотел бы напомнить, что усиление фискальной функции налогов всегда приводит к ослаблению экономической функции налогов, призванной способствовать экономическому росту", - отметил Бейсенбаев.
Подытожив выступления сенаторов по данному вопросу, председатель сената Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что Министерство национальной экономики не справилось в полной мере с задачей, поставленной главой государства в отношении Налогового кодекса.
Рассмотрев документ в двух чтениях, сенаторы направили проект Налогового кодекса со своими поправками в мажилис.
Как уточнили в пресс-службе, предложенные поправки касаются: освобождения от НДС фармацевтических услуг и услуг по учету и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения; предоставления освобождения по НДС для производителей сельскохозяйственной техники, зарегистрированных в качестве владельцев свободного склада как до 1 января 2012 года, так и после этой даты; исключения временных разрывов между датой совершения оборота по реализации электрической, тепловой энергии, системных услуг и датой отнесения в суммы НДС зачет по таким услугам; определения налоговой базы для исчисления налога на имущество физических лиц в случае передачи такими физическими лицами прав собственности на объекты налогообложения и многого другого.