19.09.2022, 19:26 32466

В Казахстане появится омбудсмен по защите прав потребителей

В Министерстве торговли и интеграции разработали законопроект "О защите прав потребителей".
АСТАНА. 19 СЕНТЯБРЯ - В Министерстве торговли и интеграции разработали законопроект "О защите прав потребителей", передает KAZAKHSTAN TODAY.
 
Документ регулирует общественные отношения в сфере защиты прав потребителей и определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей и распространяется на отношения, возникающие между потребителями и субъектами предпринимательства (продавцами, изготовителями, исполнителями, уполномоченными изготовителями лицами, импортерами) при реализации (изготовлении, ввозе) товара (выполнения работы, оказания услуги), и определяет роль каждого из субъектов системы защиты прав потребителей в профилактике, защите и восстановлении прав потребителей.
 
Документ определяет функции и полномочия омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, порядок его назначения и освобождения от должности.
 
Предусматривается, что омбудсмен назначается на должность сроком на четыре года и освобождается от должности президентом РК. При этом омбудсмен может быть освобожден от должности досрочно.
 
Назначаемый на должность омбудсмена должен отвечать следующим требованиям:
 
  • обладать гражданством РК и постоянно проживать на ее территории последние десять лет;
  • иметь высшее образование;
  • иметь опыт работы по защите прав и законных интересов физических или юридических лиц не менее пяти лет;
  • быть не моложе 35 лет;
  • владеть казахским и русским языком.
 
Проект закона также предусматривает, что для обеспечения своей деятельности и реализации своих функций омбудсмен учреждает аппарат по вопросам защиты прав потребителей, который является некоммерческой организацией в иной организационно-правовой форме. Структура аппарата утверждается омбудсменом.
 
Аппарат осуществляет обеспечение деятельности и реализацию функций омбудсмена, информационную и просветительскую работу среди потребителей, изучает общественное мнение, оказывает потребителям консультационные и представительские услуги, занимается повышением правовой грамотности по вопросам защиты прав и законных интересов потребителей.
 
Согласно законопроекту финансирование омбудсмена и его аппарата осуществляется из разных источников:
 
  • государственное финансирование в рамках законодательства республики;
  • благотворительные взносы;
  • целевое финансирование негосударственного характера донорскими организациями отдельных проектов по вопросам защиты прав потребителей;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Законопроект также определяет деятельность общественных объединений по защите прав потребителей.
 
В целом проект закона устанавливает, что защита прав потребителей строится на принципах:
 
  • законности, объективности и гласности;
  • обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (результатами работ, услугами);
  • просвещения и повышения правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
  • обеспечения эффективности системы защиты прав потребителей;
  • доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
  • недопущения продавцами (изготовителями, исполнителями) в договорах условий, нарушающих или ущемляющих права и законные интересы потребителей;
  • содействия экономическим интересам потребителей для повышения их благосостояния;
  • обеспечения защиты личной информации и данных о потребителях.
 
Система защиты прав и законных интересов потребителей включает в себя следующие мероприятия:
 
  • профилактические меры по предупреждению нарушений прав и законных интересов потребителей (консультирование, общественный мониторинг, просвещение потребителей и повышение их правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов, размещение информации об уполномоченном органе, омбудсмене и общественных объединениях потребителей, осуществляющих деятельность в месте нахождения продавца (изготовителя, исполнителя);
  • добровольное восстановление в досудебном порядке прав и законных интересов потребителя нарушившим их продавцом (изготовителем, исполнителем) и возмещение ему причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);
  • в случае неразрешения потребительского спора продавцом (изготовителем, исполнителем) в досудебном порядке восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) субъектами внесудебного урегулирования потребительских споров (арбитраж, медиатор) в внесудебном порядке;
  • в случае неурегулирования потребительского спора в досудебном порядке защита и восстановление нарушенных прав и законных интересов потребителей, возмещение причиненного убытка (ущерба, вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги) судом;
  • привлечение продавцов (изготовителей, исполнителей), нарушивших права и законные интересы потребителей, к ответственности в соответствии с законами республики.
 
Законопроект также предусматривает компетенции государственных органов в сфере защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением законодательства по защите прав потребителей, их информационную защиту.
 
Проект закона опубликован на сайте "Открытые НПА" для публичного обсуждения до 7 октября.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      В Казахстане онлайн-мошенничество приняло катастрофический характер. На сегодняшний день онлайн-кредитование является не только удобным благом цифровизации, но и распространенным способом мошенников для обмана и грабежа граждан. Считаете ли вы, что в Казахстане необходимо запретить онлайн-кредитование и микрозаймы МФО под сумасшедшие проценты?