В сенате представлен проект республиканского бюджета на 2017-2019 годы
За основу формирования прогноза социально-экономического развития страны на предстоящие пять лет принят базовый сценарий, при котором цена на нефть заложена на консервативном уровне 35 долларов США за баррель в 2017-2019 годах с последующим незначительным увеличением до 45 долларов за баррель к 2021 году.
Астана. 10 ноября. Kazakhstan Today - В сенате парламента РК состоялась презентация пакета финансовых законопроектов, направленных на формирование республиканского бюджета на 2017-2019 годы, сообщили в пресс-службе палаты.
Прогноз социально-экономического развития страны на 2017-2021 годы, а также законопроекты "О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2017-2019 годы", "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017-2019 годы" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования" представил сенаторам министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.
По его словам, за основу формирования прогноза социально-экономического развития страны на предстоящие пять лет принят базовый сценарий, при котором цена на нефть заложена на консервативном уровне 35 долларов США за баррель в 2017-2019 годах с последующим незначительным увеличением до 45 долларов за баррель к 2021 году. Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 1,9% в 2017 году, с последующим увеличением до 3,1% в 2021 году.
Номинальный ВВП вырастет с 48,4 трлн тенге в 2017 году до 63,6 трлн тенге в 2021 году. ВВП на душу населения прогнозируется на уровне 7,5 тыс. долларов США в 2017 году, с последующим ростом до 10,0 тыс. долларов в 2021 году. Среднегодовой уровень инфляции будет находиться в пределах 6,0-8,0% в 2017 году с последующим снижением до 3,0-4,0% к 2021 году", - сообщил Бишимбаев.
Бишимбаев также отметил, что размер гарантированного трансферта из Национального фонда на 2017-2019 годы определен в сумме 2880 млрд тенге ежегодно, исходя из установленного фиксированного размера 8 млрд долларов и расчетного курса 360 тенге за доллар США.
Министр подчеркнул, что законопроект "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2017-2019 годы" направлен на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, а также на повышение финансовой самостоятельности местных исполнительных органов.
Бишимбаев также представил сенаторам поправки в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения и таможенного администрирования. В частности, предлагается продлить сроки введения всеобщего декларирования физических лиц и сроки введения электронных счетов-фактур (ЭСФ). Уточняется порядок формирования перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.
Кроме того, планируется ввести новый институт досудебного урегулирования споров - Апелляционную комиссию, основные полномочия которой будут регламентированы подзаконным актом.
Вносятся поправки, направленные на упрощение процедур, связанных с таможенным транзитом и осуществлением таможенных операций. С содержанием законопроекта "О республиканском бюджете на 2017-2019 годы" сенаторов ознакомил министр финансов Бахыт Султанов.
По его словам, главный финансовый документ страны призван обеспечить выполнение всех текущих обязательств с принятием мер по сохранению рабочих мест и дальнейшему повышению социальной составляющей бюджета.
Проект направлен на реализацию стратегических задач по созданию условий для стабильного экономического роста через поддержку индустриализации, развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса, транспортной, водной, энергетической и жилищной инфраструктуры. Б. Султанов изложил основные параметры республиканского бюджета. Доходы республиканского бюджета на 2017 год (без учета трансфертов) составят 4338,2 млрд тенге, что на 138,1 млрд тенге, или на 3,3%, выше ожидаемых показателей текущего года. В 2018 году предполагается довести доходы до 4562,3 млрд тенге, а в 2019 году - до 4877,2 млрд тенге. Расходы республиканского бюджета в 2017 году составят 8563,1 млрд тенге, или 17,7% к ВВП; в 2018 году - 8368,1 млрд тенге, или 16,2% к ВВП; в 2019 году - 8746,8 млрд тенге, или 15,8% к ВВП.
Заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков, выступивший с докладом "О денежно-кредитной политике Республики Казахстан", подчеркнул, что основным приоритетом Нацбанка является стабилизация годовой инфляции в установленном коридоре в пределах 8%. О. Смоляков напомнил, что в 2016 году Нацбанк снизил базовую ставку с 17% до 12,5%.
Ситуация на внутреннем валютном рынке, по оценкам финансового регулятора, стабильна. На конец октября биржевой курс тенге составил 335,12 тенге за доллар США, укрепившись с начала года на 1,4%. Политика свободного плавающего курса тенге, как отметил докладчик, позволила начать процесс постепенного восстановления резервов. Золотовалютные резервы Национального банка на конец октября составили 30,5 млрд долларов, увеличившись с начала года на 2,7 млрд долларов. Валютные активы Национального фонда составляют 62,2 млрд долларов. Общая сумма резервов страны достигла 92,8 млрд долл. или 65% ВВП. В условиях сохранения кризисных явлений в экономике страны Нацбанк и дальше намерен придерживаться контрцикличного характера регулирования финансового рынка, проводить регулярные оценки устойчивости банковского сектора к негативным событиям.
В ходе обсуждения участники презентации обратились с рядом вопросов и предложений к докладчикам. В частности, сенаторы Асхат Кузеков и Ольга Перепечина отметили необходимость финансовой поддержки проектов, направленных на улучшение водоснабжения и реконструкцию автодорог в Павлодарской и Северо-Казахстанской области. Парламентарии Сарсенбай Енсегенов, Кайрат Ищанов и Михаил Бортник поставили вопросы, связанные с социально-экономическим развитием и механизмами формирования региональных бюджетов Атырауской и Мангистауской областей. Депутаты Ахан Бижанов и Серик Бектурганов обратили внимание представителей Национального банка и правительства на недостаточную поддержку малого и среднего бизнеса, а также программ микрокредитования и обеспечения занятости.
В выступлении сенатора Сергея Ершова речь шла о перспективах включения в бюджет расходов, связанных с функционированием вновь созданного министерства оборонной и аэрокосмической промышленности. Вопросы депутатов Куаныша Айтаханова и Жабала Ергалиева касались финансирования социально-экономических объектов Южно-Казахстанской и Акмолинской областей. Парламентарий Мурат Бахтиярулы призвал к скорейшей реализации поручений по приватизации предприятий квазигосударственного сектора, финансирование которых является дополнительной нагрузкой на государственную казну.
Сенатор Али Бектаев, указав на снижение в проекте бюджета расходов на строительство объектов образования, культуры и спорта, напомнил о критическом состоянии социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности. Эффективность заложенных в бюджете индикаторов контроля за исполнением бюджетных программ и приоритетность финансирования тех или иных проектов поставили под сомнение депутаты Дархан Калетаев и Манап Кубенов Завершая презентацию, председатель Комитета по финансам и бюджету сената Рашит Ахметов отметил, что обсуждение законопроектов будет продолжено в постоянных комитетах верхней палаты парламента.