Вопросы перераспределения полномочий между ветвями государственной власти обсудили в Акорде
В ходе заседания глава государства отметил, что вопрос перераспределения полномочий между ветвями государственной власти является последовательным и закономерным этапом развития республики, передает Kazakhstan Today.
Реализация одной из пяти институциональных реформ, предложенных мной, предполагает наделение правительства дополнительными исполнительными полномочиями в сфере экономики. При этом в компетенции президента будут оставаться основные вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями государственной власти", - сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства обратил внимание на снижение количества полномочий, отнесенных изначально сугубо к компетенции президента Казахстана.
К примеру, полномочия в части утверждения программ, вопросы кадровых изменений в правительстве, создания новых органов управления могут быть переданы в компетенцию правительства и парламента", - отметил Нурсултан Назарбаев.
Также президент Казахстана подчеркнул необходимость действенного усиления роли парламента в системе государственного управления.
В наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль парламента в отношении правительства по многим вопросам", - подчеркнул глава государства.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев отдельно остановился на вопросах ответственности государственных органов за проводимые реформы и их успешную реализацию.
Руководитель рабочей группы доложил главе государства о выработанных предложениях по перераспределению полномочий между ветвями государственной власти.
В соответствии с поставленной задачей сформулированы предложения по трем направлениям:
Первое. Это предложения по перераспределению законодательно установленных полномочий главы государства, которые не требуют внесения изменений в Конституцию. В этой части обобщены предложения государственных органов. В целом предложения касаются полномочий, которыми регулируются вопросы социально-экономической сферы. Это вопросы управления экономикой, финансами, государственным имуществом, полномочия, связанные с решением отдельных вопросов административно-территориального устройства.
Второе. Верховным судом и Генеральной прокуратурой представлены предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности судебной и правоохранительной систем, которые также не требуют внесения изменений в Конституцию. Это предложения, касающиеся усиления судебного контроля, дальнейшего сокращения участия прокуроров в гражданском и административном процессе. Всего в судебно-правовой сфере представлено 13 предложений, не требующих конституционных изменений.
Третье. Рабочей группой отдельно рассмотрены порядка 40 предложений, предполагающих коррекцию норм Конституции. Активность в этом вопросе проявили представители депутатского корпуса, научно-экспертного сообщества. Внесенные предложения предусматривают расширение полномочий парламента и его палат, в том числе при формировании правительства. Также предложено усилить подотчетность правительства перед парламентом и его палатами.
Кроме того, поступили предложения по усилению самостоятельности и ответственности правительства. Часть предложений, направленных на модернизацию судебно-правовой сферы также связана с изменением Конституции. В частности, речь идет о возможном уточнении статуса и функций Верховного суда и определении требований, предъявляемых к судьям. Было предложено скорректировать нормы, определяющие статус и полномочия органов прокуратуры. Внесены предложения о совершенствовании механизма конституционного контроля.
Таким образом, на ваше рассмотрение вносятся базовые подходы, предполагающие перераспределение законодательных установленных полномочий без изменения Конституции. Также выработаны и вносятся на ваше рассмотрение подходы по возможному изменению норм Конституции, направленные, прежде всего на расширение полномочий парламента, а также усиление самостоятельности и ответственности правительства", - сказал Адильбек Джаксыбеков.
Член рабочей группы Зинаида Федотова отметила конструктивный характер представленных поправок.
Мы передаем в основном организационно-исполнительные функции, которыми должно обладать правительство. Это теперь и ответственность правительства. В части деятельности парламента, мы видим, что мажилис в основном наделяется полномочиями по согласованию", - сказала профессор Академии государственного управления.
Наряду с этим, членом рабочей группы Бекетаевым был представлен проведенный правительством анализ по определению норм, закрепляющих полномочия президента.
Были проанализированы 11 конституционных законов, 20 кодексов и 298 законов. Нормы, которые устанавливают полномочия президента, содержатся в 11 нормах и 80 законах. Правительством совместно с рабочей группой выработаны 32 предложения по перераспределению полномочий главы государства. Данные предложения предполагают внесение изменений в законы, не требуя изменений Конституции", - подчеркнул министр юстиции.
Также председатель республиканского общественного объединения "Казахстанский союз юристов" отметил, что во всех филиалах идет обсуждение на основе проведенного анализа.
Юридическая общественность поддерживает проводимые реформы, отмечая их актуальность и своевременность", - сказал Р. Мукашев.
На заседании также выступили другие члены рабочей группы.