Запрет на ношение хиджабов в школах прокомментировал Абаев
По его словам, в Казахстане, согласно закону, в средних школах введена обязательная школьная форма. Соблюдение школьной формы подразумевает под собой неиспользование какой-либо религиозной атрибутики и ее элементов.
То есть закон запрещает посещать занятия не только в хиджабе или платке, но и, допустим, в характерной одежде какой-либо из субкультур", - отметил министр.
Недавно в поселке Фирдоуси в Туркестанской области администрация школы отказалась пускать на занятия учениц в мусульманских платках. Комментируя этот инцидент, Абаев заявил, что действия властей здесь правомерны.
Администрация района и руководство школы действовали исключительно в правовом поле. Насколько я знаю, разъяснительная работа с родителями была проведена, и ученицы перестали ходить в хиджабах", - сказал он.
В соцсетях некоторые пользователей считают, что подобные действия властей идут вразрез с конституционной нормой о свободе вероисповедания.
Речь не идет о каком-либо притеснении религии и тем более ущемлении религиозных чувств. Вне стен общеобразовательного учреждения каждый может одеваться так, как считает нужным. В Казахстане создан уникальный и очень благоприятный климат для свободного вероисповедания, думаю, с этим никто не поспорит. Согласно Конституции, наше государство является светским. Само это слово подразумевает отделение государства от религии, а школа - это прежде всего государственное учреждение. Поэтому ношение религиозной атрибутики нарушает именно принцип светскости образовательной системы. Стандартизация внешнего облика школьников - это широко распространенная в мире практика, которая включает, в том числе и западные демократии. И никаких разночтений с принципом соблюдения прав человека казахстанский опыт не имеет", - пояснил Абаев.
Одним из наиболее популярных аргументов противников запрета на ношение хиджаба является право на самовыражение школьников. На что министр отметил, что государство не является противником самовыражения, а наоборот, поощряет.
Победа в школьных олимпиадах, посещение детских кружков, участие в соревнованиях - это все является самовыражением школьников. И государство всячески это поддерживает и поощряет. Но даже если принять тот факт, что внешний вид тоже является одним из способов отразить свой внутренний мир, то в большинстве случаев после бесед детских психологов с ученицами выяснилось, что ношение религиозной атрибутики - это не желание самого ребенка, а скорее, наказ родителей", - отметил Даурен Абаев.
Часто защитники ношения хиджабов в школах делают сравнение с современной одеждой молодежи, которое для человека с консервативными взглядами является вызывающим.
Государство не вмешивается в частную жизнь человека, диктуя ему, какую одежду носить, а какую нет. На улице вы вольны носить ту одежду, которая вам нравится. Правилами же внутреннего распорядка школ воспрещается, в том числе и так называемая, вызывающая одежда. Нужно понимать, что любое противопоставление государственной политики религиям и исламу в частности - это чистой воды спекуляция. Нет никаких оснований утверждать, что государство опасается чрезмерной религиозности населения. В нашей стране построено рекордное количество мечетей, церквей и синагог, нет ни одного свидетельства того, что государство пыталось этому хоть как-то помешать. Есть закон, согласно которому дети должны носить школьную форму, а законы должны соблюдаться", - заявил министр.