27.01.2024, 17:17 231641

80 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда

В условиях блокады промышленность города не прекращала работать, ленинградцы трудились на оборонных предприятиях, воевали в дивизиях народного ополчения
80 лет назад была полностью снята блокада Ленинграда
Фото: wikipedia.org
Ровно 80 лет назад советскими войсками была полностью снята фашистская блокада Ленинграда.

27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции немецко-фашистские войска под Ленинградом (ныне - Санкт-Петербург) были окончательно разгромлены, а блокада города - снята, сообщает РИА Новости.

Сколько длилась блокада

Блокада города-героя, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продолжалась 872 дня и стала самой кровопролитной в истории человечества. За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов, погибло 632 тысячи человек, по другим данным, эта цифра достигает 1 млн. 97% погибших жителей Ленинграда умерли от голода и только 3% - погибли во время бомбежек.

Фото: wikipedia.org

История блокады Ленинграда

Германское командование придавало захвату города важное стратегическое и политическое значение, поэтому фашистские войска приступили к наступлению на Ленинград в июле 1941 года, а в августе тяжелые бои уже шли на подступах к городу.


Начало

К началу июля 1941 года немецкие войска уже захватили большую часть Прибалтики и вступили на территорию Ленинградской области. После падения защиты Пскова (9 июля) захватчикам открылся короткий путь к Северной столице. Созданный советскими войсками в первые дни войны Лужский оборонительный рубеж задержал продвижение врага почти на месяц и дал возможность защитникам города укрепить оборону. Одновременно с немцами в конце июля началось наступление финских войск, которые смогли перекрыть Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал - главные маршруты, по которым доставлялись грузы в Ленинград. В начале сентября был захвачен Шлиссельбург, что позволило заблокировать Ленинград с суши. Именно с этого момента началась блокада города-героя.

В блокированном Ленинграде оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. В условиях блокады промышленность города не прекращала работать, ленинградцы трудились на оборонных предприятиях, воевали в дивизиях народного ополчения.

Фото: warhistory.livejournal.com

Продовольствие в блокадном городе

Хуже всего пришлось гражданскому населению, которое, несмотря на помощь с Большой земли, страдало от голода. Хотя город имел развитую пищевую промышленность и в мирное время обеспечивал не только потребности свои и области, но и других регионов, значительных запасов на складах не имелось.

С 18 июля в городе была введена карточная система, нормы продуктов по которой неоднократно сокращались.

Нормальную еду приходилось заменять суррогатами. Хлеб, который был почти единственным продуктом питания большинства блокадников, содержал до 40% примесей.

Меню столовой Кировского завода состояло из котлет из свекольной ботвы, биточков из лебеды, шницелей из капустного листа, печенья из жмыха, соуса из дрожжей и супа из подорожника. 125 граммов хлеба в день получало большинство ленинградцев с ноября по декабрь 1941 года, норма рабочего составляла 250 граммов, солдатская пайка - 500 граммов. Весной 1942-го, как только появилась трава, жители города воспользовались ею для приготовления пищи, и за короткий срок растительности не осталось.


Дорога жизни

Огромное значение для блокадников имела Дорога жизни - ледовый путь через Ладожское озеро, который функционировал с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942-го. Именно эта связь с Большой землей позволила к весне 1942 года создать в городе продовольственный запас на 2 месяца, в результате которого, наконец, была увеличена норма выдачи хлеба.

Дорога начала действовать в те дни, когда норму продовольствия в городе урезали до минимума, а люди массово умирали от голода. Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Попытки прорыва блокады

Осенью 1941 года советские войска предприняли две Синявинские операции, но успеха они не принесли. Войска Невской оперативной группы захватили и удерживали небольшую территорию, которая известна как "Невский пятачок". С него во время второй Синявинской операции предпринимались особенно ожесточенные попытки прорвать блокаду. Еще две операции были проведены в 1942 году, но и они не принесли результата. В конце 1942 года совет Ленинградского фронта подготовил план еще двух наступательных операций: Шлиссельбургскую и Урицкую. От Шлиссельбургской было принято решение отказаться, а Урицкую потом переименовали в операцию "Искра". Она была назначена на начало января 1943 года и результатом проведения стал прорыв кольца немецких войск.

Фото: wikipedia.org

Окончательное снятие блокады Ленинграда

Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года. После прорыва положение города значительно улучшилось, но угроза городу оставалась. В конце 1943 года была разработана операция по освобождению Ленинградской области. Наступление советских войск началось 14 января 1944 года силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов. В результате операции советские войска вышли на границу Латвии и Эстонии.

Увековечение памяти

Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. В самом городе существует музей обороны и блокады Ленинграда, в котором хранятся сотни вещей блокадников и рассказывается о тех страшных днях и ночах.

Фото: wikipedia.org

Также в городе существует Монумент героическим защитникам Ленинграда, обелиск "Городу-герою Ленинграду", мемориал "Разорванное кольцо", символизирующий Дорогу жизни, и многие другие. На Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге захоронены сотни тысяч жертв блокады и воинов Ленинградского фронта, в 1960 году здесь зажжен Вечный огонь.
 
Нашли ошибку в тексте?

Выделите ошибку и одновременно нажмите Ctrl + Enter


Если Вы располагаете информацией по теме данного материала, отправляйте нам видео или новости на почту.

новости по теме

Читаемое

Новости RT

    Новости Китая

      Ваше мнение

      Владельцы автомобилей в Казахстане платят транспортный налог, которой поступает в местный бюджет и затем расходуется из общего объема поступлений на различные приоритетные нужды, а не на содержание дорог. При этом граждане РК регулярно жалуются на качество дорожного покрытия. Считаете ли вы, что транспортный налог должен использоваться строго по назначению и должна предоставляться по нему отчетность в открытом доступе?