Казахстан усилил меры охраны морской среды на Каспии
В настоящее время в казахстанском секторе Каспийского моря (КСКМ) под флагом РК плавают более 300 судов. 12 судов задействованы в международных перевозках, другие поддерживают операции при освоении нефтяных месторождений. Кроме того, ежедневно в казахстанские порты заходят десятки судов других прикаспийских государств", - сообщили в пресс-службе Министерства по инвестициям и развитию.
В ведомстве подчеркнули, что и интенсивность эксплуатации судов в КСКМ, а также объемы перевозимой нефти и топлива вызывают потенциальный риск загрязнения воды.
В этой связи в целях предупреждения чрезвычайных происшествий Комитет транспорта МИР РК начал работа по расширению нормативно-правовой базы, касающейся охраны морской среды. В частности, планируется ратифицировать Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года и Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года.
В настоящее время законодательством предусмотрена ответственность судовладельца за ущерб только от загрязнения нефтью, перевозимой в качестве груза. Однако бункерное топливо представляет не меньшую угрозу. Ратификация Конвенции позволит установить ответственность судовладельца в случае загрязнения моря таким топливом. Кроме того, будут установлены требование по обязательному страхованию риска от загрязнения и механизм компенсации для лиц, понесших ущерб в результате разлива бункерного топлива. В настоящее время участниками Конвенции являются 75 стран", - пояснили в ведомстве.
Кроме того, ратификация упомянутого Протокола позволит актуализировать режим ответственности судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью при транспортировке танкерами. Подобный режим действует в 133 государствах.
Также предполагается увеличение размера страхования ответственности судовладельца с $20 млн до $126 млн; размеры компенсаций за ущерб от загрязнения нефтью будут дифференцироваться в зависимости от водоизмещения судна; сфера применения гражданской ответственности будет расширена до исключительной экономической зоны, проинформировали в пресс-службе.
По данным МИР, параллельно Комитетом проводится работа по внесению поправок в национальное законодательство, касающееся вопросов транспорта. В частности, в законе РК "О торговом мореплавании" предусматривается компетенция МИР РК в части утверждения Правил по предотвращению загрязнений с судов.
При этом в ведомстве отметили, что в 2017 году были усилены меры защиты судов и портовой инфраструктуры от террористических угроз. Установлены требования о необходимости регулярного проведения оценки защиты портов. Кроме того, в каждом порту и на каждом судне отныне необходимо иметь специальный план для оперативного реагирования в случае атаки.