Караван: За правое дело
Решение Совета безопасности изгнать с дорог праворульные машины ставит под удар конституционный фундамент страны.
Убрать праворульные автомобили? Уж лучше бы обязали всех водителей слушать за рулем классическую музыку. Другого способа быстро навести порядок на наших дорогах не вижу.
Ведь речь, насколько я понял, идет именно об этом? "Японки", мол, заполонили дороги, из-за них все пробки, аварии, отключения электроэнергии, а кто будет продолжать их брать - отключим газ.
Боже, как же чиновное головотяпство портит жизнь человеку. Он ужом вертится, сам свою жизнь обустраивает, находит лазейки, чтобы и жить достойно, и никому при этом обязанным не быть. А в один прекрасный день всему приходит совбез.
Невозможно представить, сколько казахстанцев благодаря недорогим японским машинам почувствовали себя представителями среднего класса. Потому что цифра 117 тысяч, которую назвал на заседании Совета безопасности глава управления дорожной полиции, никак действительности не соответствует.
Средний класс так называется не потому, что поголовно оседлал полноприводные джипы и все выходные проводит в экстрим-турах. Недорогие надежные японские машины стали важным инструментом для роста мощной прослойки предпринимателей и профессионалов, которые этот класс и образовали.
Совет безопасности - институт серьезный. Почему он отмахивается от среднего казахстанца, как от надоедливой мухи?
Вот и президент часто говорит: средний класс нужен, он сделает наши реформы необратимыми. Все правильно, свободный успешный человек, который точно знает, чего он стоит, не позволит помыкать собой никакому местечковому князьку.
Но вот главе страны на стол ложатся цифры, и эмоции перевешивают...
А не сфальсифицированы ли эти данные? На свет божий они всплыли из глубин аппарата самого коррумпированного полицейского подразделения. Складывается впечатление, что они стали финальным аккордом хитроумной интриги.
Дорожная полиция как по графику, раз в полгода, выступает против японских машин. Всякий раз это сопровождается колебанием цен на авторынке - но не колебанием в умах. Вероятно, нужен был инструмент помощнее. Им и стал искусственно культивированный полицией бардак на дорогах.
Дорожный беспредел, в создании которого обвиняют праворульные машины, возник не вчера. Но известный приказ министра внутренних дел, обязывающий полицейских забыть о взятках и строго следовать закону, был не просто бойкотирован рядовыми инспекторами на улицах. Они оставили эти улицы без любого присмотра - а это уже прямой саботаж.
Почему Совет безопасности не спросил с министра внутренних дел и начальника дорожной полиции за провал в работе? Или страна обязалась кормить огромную армию бездельников, которые и так-то никогда рвением в службе не отличались, а тут и вовсе демонстративно отстранились от службы и со стороны наблюдали, как ситуация на дорогах доходит до кипения?
Удар нанесен с филигранной точностью. Три месяца на стоянках в Японии и в портах Владивостока стоят тысячи автомобилей, купленных нашими импортерами. Для переправки машин не хватает транспорта, очередь растянута на долгие месяцы. Именно поэтому недавно на рынке был рост цен на японские машины. Введение запрета на ввоз праворулек в страну автоматически делает импортеров банкротами.
Кто в выигрыше?
В первую очередь - конкуренты импортеров японских праворулек. Список здесь длинный: это и конгломерат из российских, китайских и корейских производителей недорогих автомобилей. Малой строкой сюда вписана сборочная линия "нив" и "шкод" в Усть-Каменогорске. Автомобильные компании, с которыми ведутся переговоры о строительстве в Казахстане линий по так называемой "отверточной" сборке. И, конечно, всеми любимая дорожная полиция, которая теперь получит такой карт-бланш для "наведения порядка на дорогах", что даже самому захудалому инспектору хватит не только на хлеб с маслом, но и на икру черную и красную.
Многие считают, что главные соперники "японок" - крупные автосалоны. Не соглашусь - они работают в другом ценовом сегменте. К тому же они и сейчас с заказами справляются с трудом. "Ленд Крузер", например, покупатель ждет полгода, "Тойоту Камри" - четыре месяца.
Кто в проигрыше? Извините за высокопарность, но в опасности фундамент стабильности и порядка в стране. Принимая решение о запрете, Совет безопасности с легкостью танцора переступил через святая святых - Конституцию страны. Вот статья 26 этого документа:
"1. Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.
2. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом.
3. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
4. Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается".
По какой такой прихоти Совет безопасности, главная задача которого - забота о стабильности общества, эту самую стабильность приносит в жертву?
Почему средний класс становится заложником чьих-то непомерных аппетитов?
Почему так легко отвергнуты интересы людей, которые были сутью и плотью всех проводимых в стране перемен, а теперь еще стали и опорой вектора в будущее?
Какие радикальные политические силы попытаются использовать силу и напор самого активного слоя казахстанцев? Вот уж когда действительно будет не до порядка на дорогах.
Сам я предпочитаю левый руль. Уверен, что в критический момент на дороге "правильное" положение даст мне решающие преимущества. Но это мой выбор. Многие же решили, что "правое" расположение с лихвой компенсируется фантастической комплектацией японских машин. И раз государство сразу не остановило экспансию праворулек, следовательно, и теперь оно не имеет права подвергать этих людей гонениям.
Но даже если правительство под давлением сделает вид, что согласно действовать законно и выплатить компенсации владельцам запрещаемых автомобилей, то все равно достигнет своих целей за наш с вами счет. Потому что будет оперировать деньгами, которые собраны из наших налогов.
Есть одно верное решение - дать импортерам ввезти уже купленные машины, после этого запретить их импорт и разрешить эксплуатацию праворульных машин до полного износа.
Георгий КОВАЛЕВ
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна