"КазМунайГаз" и ГНКАР подписали Соглашение об основных принципах реализации транскаспийского проекта
Баку. 14 ноября. "Казахстан Сегодня" - АО "Национальная компания "КазМунайГаз" (НК КМГ) и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали Соглашение об основных принципах реализации транскаспийского проекта, передает корреспондент агентства.
Документ подписали президент НК КМГ Каиргельды Кабылдин и президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев.
"Мы заинтересованы в транскаспийских поставках, и подписание сегодняшнего соглашения - это первый практический шаг к реализации этого проекта, так как речь уже идет о создании конкретной системы, условиях поставок, тарифов и т. д.", - сообщил журналистам министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев.
"Мы возлагаем на транскаспийский проект очень большие надежды. Объемы добычи нефти в Казахстане ежегодно растут, и по итогам 2008 года ожидается нефтедобыча в объеме 70 млн тонн, в том числе экспорт - 63 млн тонн. В 2015 году добыча ожидается на уровне 100 млн тонн", - отметил С. Мынбаев.
В свою очередь К. Кабылдин сообщил журналистам, что данное соглашение определяет основные условия и принципы совместной реализации транспортного проекта, а также создание совместной компании для проектирования и строительства. Соглашение определяет условия финансирования, тарифообразования и доступа к создаваемым мощностям.
"Казахстан на ближайшие 10 - 12 лет определил основные направления экспорта нефти. Создание транскаспийской системы - это одно из этих направлений. Система создана для транспортировки казахстанской нефти посредством нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан и другой нефтетранспортной инфраструктуры", - отметил глава НК КМГ.
Он также сообщил, что данная система предполагает транспортировку нефти в объеме 500 тыс. баррелей в сутки (23 млн тонн в год) с дальнейшим увеличением до 750 тыс. - 1 млн 200 тыс. баррелей в сутки, или 35 - 56 млн тонн в годовом выражении.
По данным К. Кабылдина, финансирование казахстанской части будет осуществляться следующим образом: казахстанские грузоотправители будут предоставлять гарантированные объемы нефти, под которые будут браться заемные средства. Кроме того, часть инфраструктуры будет финансироваться совместно с Азербайджаном, уточнил президент НК КМГ.
Как сообщалось ранее, транскаспийская система Ескене - Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан предусматривает строительство нефтяного терминала в Курыке, нефтепровода от месторождения Кашаган до этого терминала, а также строительство терминала в Азербайджане, создание системы морских танкерных перевозок через Каспий и пункта подключения к нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). По оценкам "КазМунайГаза", общая стоимость создания KCTS оценивается в $3 млрд.
Напомним, что переговоры между ГНКАР и "КазМунайГазом" по подключению Казахстана к проекту БТД начались в ноябре 2002 года. Межправительственное соглашение между РК и Азербайджаном о транспортировке казахстанской нефти по трубопроводу БТД было подписано 16 июня 2006 года в Алматы и предусматривало создание системы Актау - Баку по перевозке казахстанской нефти для ее дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. На начальном этапе предусматривается транспортировка 7,5 млн тонн казахстанской нефти по БТД с последующим увеличением этого объема до 20 млн тонн.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 километров, из них в Азербайджане - 443 километра, в Грузии - 248 километров, в Турции - 1076 километров. Пропускная способность нефтепровода - 50 млн тонн нефти в год. Акционерами БТД являются компании BTC Co в составе: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal) - (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%). Причем ENI, ConocoPhillips, Inpex и Total участвуют в контракте на разработку месторождения Кашаган.
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна