Обзор мирового рынка металлов за 2008 год
Алматы. 29 декабря. "Казахстан Сегодня" - Последние дни уходящего года - привычное время подведения итогов и прогнозов на год будущий. Январь 2008 года на мировом рынке цветных металлов был весьма благоприятным, а к концу года этот рынок рухнул.
При сопоставлении среднемесячных цен наличных металлов на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange, LME) с января по декабрь падение биржевых котировок выглядит так: алюминий - с $2445 до $1496 за тонну, медь - с $7061 до $3108, свинец - с $2608 до $968, никель - с $27689 до $9610, олово - с $16 337 до $11 423, цинк - с $2340 до $1099 за тонну. А последние дневные котировки еще ниже: алюминий - $1495, медь - $2770, свинец - $900, никель - $9500, олово - $11 000, цинк - $1100 за тонну.
В последние годы в биржевом ценообразовании производственные факторы почти утратили свое влияние, а динамика котировок часто зависела от внешней информации (валютные курсы, экономическая статистика, прогнозы, важные решения правительств отдельных стран), а также определялась спекулятивными факторами. Однако сейчас участников рынка уже меньше волнуют конъюнктурные обстоятельства, и ситуация начала все в большей степени зависеть от фундаментальных факторов (реального спроса и предложения) и их восприятия. Уход с товарных бирж инвестиционных и хеджевых фондов также сделал фундаментальный анализ более актуальным. Но здесь ситуация пока сложная, так как физический спрос на металлы упал, а экономические ожидания не позволяют биржевым игрокам надеяться на кардинальное изменение ситуации в ближайшем будущем.
Запасы алюминия на складах, контролируемых LME, увеличились за этот год с 930 до 2250 тыс. тонн. И, несмотря на объявленные производителями сокращения, мировое производство первичного алюминия выросло в январе - ноябре 2008 года на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, или до 35,68 млн тонн. Об этом сообщил Международный институт алюминия (International Aluminium Institute, IAI).
По данным Мирового бюро статистики по металлам (World Bureau of Metal Statistics, WBMS) на мировом рынке имеется избыток алюминия в 1,08 млн тонн. Потребуется немало времени, чтобы израсходовать весь лишний металл. А при нынешнем уровне потребления прогнозировать сроки улучшения трудно. Финансовый кризис привел к серьезным проблемам в автомобильной и строительной индустрии, которые являются основными потребителями алюминиевой продукции. Все названные причины в комплексе с общерыночной понижательной динамикой отрицательно сказались на ценах.
Запасы меди на складах, контролируемых LME, увеличились за этот год со 190 до 331 тыс. тонн. Многие медные компании мира в условиях снижения спроса и стоимости металла приступили к сокращениям производства. По данным WBMS, избыток меди на мировом рынке достиг 187 тыс. тонн. Эксперты разделились во мнениях относительно ближайших перспектив меди. Одни надеются на некоторое улучшение спроса уже в ближайшие месяцы, когда на фоне низких цен Государственное бюро запасов Китая выйдет на рынок для закупок меди. Другие считают, что потребление меди останется на нынешнем уровне и в следующем году, а сокращение объемов производства металла приведет к его дефициту. Третьи не видят возможностей роста спроса до II полугодия 2009 года, так как увеличиваются складские запасы меди, и даже сокращение производства пока не может преломить эту тенденцию.
Запасы никеля на складах, контролируемых LME, увеличились с 45 до 77 тыс. тонн. По мнению некоторых экспертов, ситуация с никелем в Европе не улучшится до тех пор, пока его производители существенно не сократят выпуск металла. А вот в Азии, Австралии и США уже снижен выпуск никеля, выведена из эксплуатации часть мощностей и отложено осуществление новых проектов. На европейском же рынке еще наблюдаются большие поставки металла, способствующие падению цен. Менее крупные производители никеля, поставляющие свою продукцию на европейский рынок, в условиях снижения конъюнктуры, вероятно, сократят выпуск металла. Однако закрытия небольших предприятий будет недостаточно: для сбалансирования спроса и предложения понадобится сокращение производства такими крупными компаниями, как "Норильский никель" и "Xstrata".
Основной потребитель свинца - автомобилестроение переживает резкое падение спроса на автомобили и сокращение их производства. Сейчас продажи машин находятся на минимальном с 1990-х годов уровне. Подобная ситуация наблюдается и на рынке цинка, где складские запасы LME увеличились за год с 90 до 253 тыс. тонн.
По мнению ряда аналитиков, мировой избыток цветных металлов пока сохранится, следующий год станет самым тяжелым для мировой сырьевой отрасли в целом и будет характеризоваться снижением объемов производства и низкими ценами. В то же время сложившаяся ситуация, когда резкое снижение цен на металлы вынуждает компании отказываться от наиболее затратных производств и замораживать долгосрочные проекты, является лишь некоторым перерывом, после которого уже в среднесрочной перспективе начнется новый цикл, как это бывало и раньше.
Металлургические компании по всему миру пытаются бороться с кризисом. Так, горнодобывающая компания Rio Tinto объявила о планах по сокращению штата на всех предприятиях компании в общей сложности на 13%, что составляет около 14 тыс. сотрудников. "Российский алюминий" заявил о планах по сокращению объемов производства и штата, "Норильский никель" также озвучил свою антикризисную программу.
Пока же меньше всего от мирового кризиса пострадали компании по производству золота, серебра и платины, которые могут показать достаточно хорошие результаты по сравнению с компаниями цветной металлургии. Если в январе 2008 года средняя цена золота составляла $889,60, а серебра - $15,96 за тройскую унцию, то к концу декабря цена золота снизилась до $836,75, а серебра - до $10,29 за унцию. В то же время за период с 2000 года котировки золота выросли почти в 3,5 раза. Это лучшая динамика по сравнению практически со всеми прочими активами: акциями, облигациями, другими металлами. За 2008 год, который оказался катастрофическим для всего спектра активов и компаний, золото потеряло в цене меньше всех. Многие лишились всех денег, вложенных на фондовых и товарных рынках. И теперь, по мере того как ситуация в мировой экономике ухудшилась и стабильность доллара в дальнейшем находится под вопросом, на золото смотрят как на одну из последних надежд спастись в текущем финансовом цикле.
Спрос на золото и серебро сейчас сохраняется в основном за счет инвесторов, которые используют эти драгметаллы для хеджирования инфляционных рисков. Благодаря сохранению относительно высоких цен предприятия, добывающие золото и серебро, оказались в лучшем положении, чем остальные компании металлургической отрасли. И хотя практически все крупные золотодобытчики заявили о пересмотре проектов и сокращении инвестиций, однако снижения производства ожидают лишь немногие. По прогнозам Союза золотопромышленников России, добыча золота в стране в этом году даже превысит прошлогодний уровень.
Если говорить о прогнозах на ближайшие месяцы, то нужно учесть, что запас финансовой прочности предприятий, складские запасы, емкости внешнего и внутреннего рынков - вещи не абстрактные, и, являясь плохо регулируемыми, они оказывают воздействие на экономику производителей металлов. Эксперты предупреждают, что через какое-то время сокращение экспортных поставок приведет к вынужденному снижению производства. Но негативный эффект предприятия ощущают уже сейчас: снижаются выручка, прибыль, что отразится на многих проектах и планах развития.
Сейчас некоторые эксперты говорят о возможности падения цен на металлы ниже себестоимости их производства. Правда, аналитики Deutsche Bank считают, что в прошлом цены на них уже опускались на 20 - 30% ниже себестоимости и держались на таких уровнях до года, что приводило к резкому сокращению выпуска металлов, вплоть до возникновения дефицита. Хотя в настоящее время поступает информация о снижении производства металлов, но это пока только уменьшило рыночный избыток, и на рынках еще далеко до дефицита.
Металлургия - одна из наиболее пострадавших от кризиса отраслей, и строить прогнозы в нынешней экономической ситуации весьма трудно. Но уже сейчас понятно, что в первую очередь кризис приведет к сокращению инвестиционных программ металлургических предприятий. Всем понятно, что рост потребления металлов, как цветных, так и черных, взаимосвязан с темпами роста промышленного производства крупнейших стран мира, а там сейчас наблюдается экономический спад.
Но вот любопытное сообщение накануне нового года: крупнейшая китайская сталелитейная компания Baoshan Iron & Steel Group (Baosteel) намерена повысить цены на сталь на $44 за тонну в феврале 2009 года. Это повышение будет первым с августа текущего года, сообщает China Securities Journal. Компания Baosteel повысит цены на горячекатаную сталь на $14,6 за тонну, стоимость холоднокатаных листов будет увеличена на $44 за тонну. Кроме того, компания повысит цены на низкоуглеродистую сталь на $29 за тонну. В целом цены на листовую сталь повысятся в пределах от 3,0 до 8,3%. Так, в январе цена на рулон горячекатаной полосы установлена на уровне $474,5, стоимость на холоднокатаной продукции будет на уровне $531 за тонну.
Следует также отметить, что такие китайские заводы, как Angang Steel, Shougang Group и Maanshan Iron, также намерены повысить уровень цен в среднем на $51 за тонну в конце декабря текущего года или в январе 2009 года. А ведь стальной рынок первым испытал воздействие кризиса. Возможно, что он и первым начнет выходить из него.
Сегодня можно констатировать, что на рынке есть позитивные ожидания, связанные с I кварталом 2009 года. Но эти ожидания, скорее, основаны на неких эмоциональных факторах: все ждут вероятных заявлений нового американского президента и новых действий биржевых регуляторов. На самом деле оснований для оптимизма немного: на рынок поступает немало негативной статистики. Но, по прогнозам аналитиков банка Merrill Lynch, рост мировых рынков в 2009 году составит 1,3%, а в 2010 году - 3,1%. При этом Merrill Lynch отмечает, что развивающиеся страны будут менее чувствительны к последствиям кризиса, чем развитые.
В британском банке Barclays Capital придерживаются мнения, что цены на медь сейчас находятся выше уровня затрат на производство и горнодобывающие компании все еще получают прибыль, так что значительное сокращение выпуска продукции, вызванное убыточностью производства, еще впереди. В отличие от меди алюминий, никель и цинк уже упали в цене до уровней, близких к средневзвешенной величине затрат на производство.
В начале года прогнозировались крупные сделки в мировой металлургии, рост капитализации компаний и, соответственно, рост доходов их акционеров. Но произошло лишь глубокое падение. В результате аналитические группы в последние несколько месяцев все чаще пересматривают прогнозы цен на металлы и рекомендации по акциям в сторону понижения. Хотя ранее эксперты и прогнозировали коррекцию на рынке цветных металлов после стремительного роста, но столь быстрого и резкого падения цен никто не ожидал.
Из наиболее значимых конкретных прогнозных оценок по металлам, сделанных в последние дни, стоит отметить новый отчет американского банка Goldman Sachs. Прогноз банка на I квартал 2009 года выглядит так: алюминий - $1300, медь - $2700, никель - $8000, цинк - $1080 за тонну. Прогноз средней цены металлов в среднем за 2009 год также понижен: алюминий - $1410, медь - $2950, никель - $8980, цинк - $1150 за тонну. Главным основанием для пересмотра прогноза специалисты банка считают ухудшение перспектив глобального промышленного развития.
Goldman Sachs признает, что обратные связи, которые должны сократить дисбаланс на мировом рынке металлов, уже заработали благодаря снижению производства металлов, однако накопленный к сегодняшнему дню их избыток на мировом рынке продолжает оказывать давление на котировки Лондонской биржи металлов. Банк сохраняет известную долю оптимизма в более долгосрочной перспективе, полагая, что в 2009 году ситуация с ценами на металлы начнет выправляться благодаря постепенному снижению стоимости заемных средств и сокращению объема предложения.
Данные по мировой экономике, поступающие в последнее время, были очень слабыми, и в настоящее время практически общепринятым является мнение о том, что ситуация еще больше ухудшится, прежде чем начнется улучшение. Рецессия в мире, по мнению многих экспертов, будет более длительной и глубокой, а ее последствия - более серьезными, чем последствия любого другого финансового кризиса со времен Великой депрессии, пишет газета The Wall Street Journal.
Однако есть причины думать, что темпы глобального экономического роста смогут быстро восстановиться. Во-первых, об этом говорит отсутствие войн, революций или краха государств. Во-вторых, потребители во многих странах мира находятся в относительно хорошем состоянии, учитывая, что кредитная система, несмотря на неразборчивость многих банков в том, кому можно давать кредиты, а кому нет, не позволяет частным лицам использовать кредитный рычаг, что разрешается финансовым организациям. Позитивными факторами являются также небольшие долги корпораций и предпринимаемые правительствами меры по стимулированию экономического роста.
Последние месяцы 2008 года войдут в историю как время одного из наиболее серьезных глобальных экономических кризисов, однако вряд ли на основе поведения рынков можно делать какие-либо прогнозы на будущее. Но сейчас никто не знает, как может развиваться ситуация в том случае, если сама по себе она является беспрецедентной.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации ссылка на информационное агентство «Казахстан Сегодня» обязательна