Алматы. 4 декабря. Kazakhstan Today - Цены на мировом рынке титана за последний месяц поднялись. По оценкам minormetals.com, средние цены спотового рынка ферротитана, с содержанием титана 70%, на складах в Роттердаме в ноябре увеличились с $4,0 - 4,50 до $4,30 - 4,70 за килограмм титана, без уплаты пошлины. Отметим, что в январе 2009 года тот же ферротитан стоил $3,20 - 3,70 за килограмм содержащегося в нем титана.
В среду, 2 декабря, ферротитан стандартного содержания 70% вновь вырос - с $4,60 до $4,70 за килограмм титана, возросла верхняя граница ценового диапазона, но за этим немедленно последовал и рост цен на титановую стружку, что вполне объяснимо, так как даже торговцы вынуждены вести настоящие войны за этот материал. Сделки по ферротитану отмечались даже на уровне $4,70 за килограмм. По последним данным журнала Metal Bulletin, титановая стружка выросла в цене до $2,31 - 2,42 за килограмм.
Главной проблемой для производителей ферротитана остается цена нового лома. Как замечает один из производителей, это единственное, о чем он может думать, потому что при цене на лом 2,42 за килограмм ферротитан приходится держать почти по $5 за килограмм. Если совсем недавно производитель продавал ферротитан по $4,70 за килограмм, то после очередного повышения цен на лом могут быть неприемлемы цены и $4,75, и даже $4,80 за килограмм. Все упирается в спрос, добавляет производитель, когда так много запросов от конечных пользователей, то можно быть уверенным, что цены на лом не пойдут вниз.
По данным консалтинговой компании Sogra, цены на титановую губку местного производства в Китае составляли 54 000 - 67 000 юаней за тонну ($7909), а цены на титановый концентрат в Гуандуне - 750 - 780 юаней за тонну ($109 - 114), без учета налогов. Цены на губчатый титан в России увеличились в октябре на 20% по отношению к сентябрю.
Американская титановая компания Timet (Titanium Metals Corporation), один из крупнейших в мире производителей титановых изделий, подписала новое долгосрочное соглашение о поставках титановой продукции с самой крупной в мире самолетостроительной корпорацией Boeing. Новое соглашение будет действовать с 1 января 2010 года по 31 декабря 2015 года. В нем устанавливаются объемы годовых закупок и обязательства по поставкам, а также уточняется расширение программы переработки титанового лома и загрузки сети сервисных центров компании Timet. В связи с подписанием такого значимого и для авиастроения, и для рынка титана документа президент Timet Боб О'Брайен (Bob O'Brien) заметил, что крепкие связи Timet и Boeing развиваются и расширяются в течение почти 40 лет. Новое соглашение еще сильнее укрепляет эти связи, и дает возможность дальнейшего долговременного стратегического партнерства двух компаний.
Исполнительный директор и вице-председатель совета директоров Timet Стивен Уотсон (Stephen Watson) отметил, что усилия, предпринятые за несколько последних лет, позволили существенно увеличить производственные мощности. Мы довольны, что такие меры позволяют Timet оставаться ключевым поставщиком и стратегическим партнером Boeing в настоящем и будущем. Однако в III квартале этого года доход компании Timet снизился. Основными причинами снижения стали более низкие цены продаж и спад объемов поставок в результате снижения спроса из-за ослабления мировой экономики, что привело к задержкам производства и использованию в авиастроении в первую очередь складских запасов материалов.
Агентство "УралПолитРу" сообщило, что в тяжелой обстановке мирового экономического кризиса российским заводам и комбинатам бывает трудно реализовать свою продукцию. Однако судя по тому, какие задачи сегодня решает служба маркетинга, металлурги и технологи российской титановой компании "ВСМПО-Ависма", нельзя сказать, что это предприятие лишь выживает. По словам генерального директора компании Михаила Воеводина, "ВСМПО-Ависма" активно сотрудничает с российскими и иностранными компаниями. Это и строительство совместного с Boeing предприятия по механической обработке штампованных изделий из титана для пассажирских самолетов авиакомпании в Верхней Салде, и заключение долгосрочных соглашений с фирмой Goodrich Actuation Systems на титановые штамповки, которые используются для изготовления элементов управления крылом и хвостом самолета А380. Запланировано расширение участка литья под давлением до масштаба цеха или целого производства в рамках возможного сотрудничества "ВСМПО-Ависма" с компанией BOSCH ZFLS (Германия).
Также титановая корпорация развивает отношения с российской объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). М. Воеводин отметил: "С ОАК у нас новый раунд отношений. Сейчас Объединение авиастроительных заводов России занимается внедрением нового проекта - созданием самолета МС-21. Лайнер, созданный из композитных материалов, будет способен конкурировать с Боингом-737 и Аэробусом-320".
По данным мировой титановой ассоциации, ожидается, что по итогам 2009 года объем выпуска титановой продукции в мире упадет на 27%. На этом фоне российская корпорация "ВСМПО-Ависма", крупнейший производитель титана в мире, отсрочила планы развития собственных производств до 2014 года (вместо ранее заявленной отсрочки всего на два года). Объем производства губчатого титана в США в этом году упадет на 50%, а по оценке экспертов, в 2010 году возможно дальнейшее падение.
По сообщению агентства "Минпром", китайские компании хотят купить украинские технологии по производству титанового проката. Украинский бизнес видит в этом выгоду, считая, что таким образом будет создана альтернатива госхолдингу "Титан Украины". Крупнейшие китайские металлургические компании Kunming Iron&Steel Group и Huaxia Special Metalls Group ведут переговоры с украинскими производителями титанового проката. Основная цель, которую преследует китайская сторона, покупка у Украины технологий, позволяющих производить титановый прокат, а также создание СП для его производства. Украинские же частные компании заинтересованы в том, чтобы, во-первых, иметь доступ к сырьевой базе Китая - в этой стране находится около 40% мировых запасов титана в недрах. Во-вторых, сотрудничество с Китаем - это возможность привлечь инвестиции в развитие своего бизнеса, который эксперты характеризуют как очень перспективный.
Основной причиной, побудившей украинские предприятия вести переговоры с Китаем, стало стремление избавиться от государственной монополии на основное сырье для производителей титана - титановой губки. Сегодня ее основным производителем является государственное предприятие "Запорожский титаномагниевый комбинат" (ЗТМК). По сути, предприятие является монополистом на украинском рынке, что позволяет ему диктовать свои условия поставок сырья, а это далеко не всегда устраивает частные компании. В результате им приходится импортировать необходимое сырье по более высоким ценам, чем на внутреннем рынке. К тому же по инициативе правительства в Украине создается госхолдинг НАК "Титан Украины". В рамках этого проекта ЗТМК ввел в эксплуатацию собственную печь для производства титановых слитков. Также в состав холдинга войдут два комбината, добывающих титановую руду: Иршанский и Вольногорский. Таким образом, правительство создаст госкомпанию практически с полным циклом производства - от добычи руды до выпуска титановых слитков. И продавать титановую губку частным компаниям у запорожского предприятия не будет необходимости. Для частных компаний это может обернуться проблемой с закупкой сырья. И Китай в такой ситуации может стать альтернативным рынком. К тому же цены на китайскую титановую губку сегодня ниже украинских. В Китае за тонну губки требуют $5000 - 6000, а на запорожском предприятии - $7000.
Пока же единственной проблемой, мешающей договориться с производителями титановой губки в Китае, была специфика рынка, которая заключается в том, что количество производителей титана очень ограничено, и все поставки продукции законтрактованы на несколько лет вперед. Теперь, очевидно, желая получить украинские технологии производства титанового проката, китайские компании будут готовы идти на уступки украинцам. К тому же недавно Китай заявил о своих амбициях в авиастроительной отрасли. Представители украинского авиастроительного концерна "Антонов" ведут переговоры с китайской авиационной корпорацией AVIC о создании совместного предприятия, которое должно стать базой для будущего производства самолетов Ан-70 в Китае. Интерес Китая к авиастроению свидетельствует о том, что эта страна претендует стать одним из стабильных потребителей титанового проката.
В октябре экспорт украинского титанового концентрата уменьшился на 30,9%, или на 5,41 тыс. тонн по сравнению с сентябрем, до 12,07 тыс. тонн. Об этом сообщил источник в кабинете министров. В октябре Украина экспортировала титановый концентрат преимущественно в Россию и Чехию. По сравнению с октябрем 2008 года экспорт титанового концентрата в октябре 2009 года сократился на 58,9%. В январе - октябре 2009 года по сравнению с январем - октябрем 2008 года экспорт титанового концентрата уменьшился на 31,2%, или до 169,35 тыс. тонн. Как сообщалось, в сентябре экспорт титанового концентрата уменьшился на 42,6%, или до 17,48 тыс. тонн. В 2008 году по сравнению с 2007 годом экспорт титанового концентрата сократился на 14,7%, или до 288,44 тыс. тонн.
Американские компании NAS и Allegheny Ludlum сообщили о повышении цен на нержавеющую и высоколегированную сталь на 6 - 9% с 1 января 2010 года. По словам их представителей, рост цен вызван подорожанием сырья. Металлурги не ожидают особого улучшения ситуации и в I квартале. В Европе германская компания ThyssenKrupp объявила, что в декабре уменьшает доплату за легирующие элементы для стали. Отметим, что Наибольшее количество ферротитана используют для связывания углерода в карбид титана при производстве кислотоупорной нержавеющей стали, а также как легирующий элемент, для изготовления электросварочных электродов. При выплавке стали некоторых конструкционных марок 0,1 - 0,2% титана вводят в сталь для конечного раскисления и измельчения литой структуры.
Ожидается, что ферротитан с низким содержанием алюминия перейдет отметку $5,0 за килограмм содержащегося в нем титана. Несмотря на то, что интерес к ферротитану пока обеспечивается за счет торговцев, в целом участники рынка видят признаки его улучшения. В условиях дефицита титанового лома цены на сырье вновь несколько поднялись.
Эксперт агентства Владислав Николаев
При использовании информации гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства.