АЛМАТЫ. 10 апреля. Kazakhstan Today. Справочные цены на ферротитан на рынках Западной Европы, США, Азии в начале апреля составляли $13,4 - 13,9 за поставленный килограмм титана. Справочные цены на титановую губку на европейском свободном рынке остались на уровне $22,5 за килограмм. Рутиловый концентрат торговался по прежней цене - $475 за тонну.
Как пишет лондонский "Metal Bulletin", выпуск титановой губки может увеличиться в несколько раз к концу 2010 года благодаря расширению спроса со стороны ряда потребляющих отраслей промышленности. А вот мощности китайской титановой индустрии в нынешнем году вырастут до уровня 56 тыс. тонн, а в 2010 году - до 126 тыс. тонн. При этом внутреннее потребление не является основным фактором, влияющим на динамику производства, поскольку оно не превышает 20 тыс. тонн. Титановая губка будет поставляться преимущественно на экспорт.
По данным "Platts Commodity News", ожидается скачок в спросе на титановые сплавы, используемые в строительстве самолетов будущего поколения, сообщает Патрик Хасси (Patrick Hassy), генеральный директор ATI. Выступая на конференции "Citigroup 2007 Small and Mid-Cap Conference", он привел список новых самолетов, в которых содержание титана увеличилось. Так, в корпусе самолета "Боинг-737" содержится 20 тыс. фунтов титана, в "Боинг-787" - 250 тыс. фунтов титана, в самолете фирмы "Airbus" А320 - 25, в А380 - 150 тыс. фунтов.
Как сообщил "Metal Bulletin", американская компания "RTI International Metals", увеличившая объемы поставляемой ей титановой губки по долгосрочному договору с "Sumitomo Titanium", сообщила, что пока не обновила свой крупный долгосрочный контракт с Казахстаном на поставку материала. В то же время RTI не только продлила свое предыдущее соглашение с "Sumitomo Titanium" до 2016 года, но и увеличила минимальные и максимальные объемы поставок. Долгосрочный контракт RTI c Усть-Каменогорским титаномагниевым комбинатом был заключен до 2006 года, а затем продлен до 2007 года. "Rupert" указал на то, что компания будет получать титановую губку из Казахстана для поддержания дополнительных 5,2 млн фунтов объема выпуска кованых биллетов, заготовок и плоского проката для европейского производителя самолетов "Airbus SAS", которому RTI начнет поставки в 2008 году. По продленному соглашению между RTI и Sumitomo, японский производитель будет поставлять RTI 13 млн фунтов материала в год начиная с 2009 года.
Титановый рынок поднимается в связи с тем, что основной сектор, предъявляющий спрос на титан, - авиастроение - увеличивает и количество выпускаемых самолетов, и процент использования титана в самолетах. Плюс такие моменты, как недостаток титанового сырья и недостаток ломов титана, ведут к тому, что цены на титановом рынке весьма высокие. Хотя, конечно, того резкого повышения, которое было в 2005 году, уже нет. Все стабилизировалось. Однако здесь нельзя не принимать в расчет тех же китайцев: если в 2006 году в Китае было выпущено около 12 тыс. тонн губчатого титана, то к 2010 году планируется увеличить производство в несколько раз. Несомненно, это оказывает мощное влияние на формирование рыночных цен.
Мировые мощности по производству титановой губки в 2006 - 2010 годах, по прогнозу, увеличатся на 50 - 60% - со 123 тыс. до 190 - 200 тыс. тонн в год. Производители в Японии, США и СНГ сообщили о планах расширения мощностей на 56 - 59 тыс. тонн в год. В Китае два производителя увеличат мощности на 11 - 12 тыс. тонн в год. Обсуждалось еще более десяти новых проектов с потенциальной годовой мощностью в несколько тысяч тонн. Некоторые источники в промышленности высказывают сомнения относительно осуществления этих проектов и неуверенность в том, что в случае их действительного ввода в эксплуатацию дополнительно выпущенная продукция будет использоваться только на внутренних рынках.
Японские производители прогнозируют значительный рост глобального спроса на титановую губку. Компания "Toho Titanium" ожидает, что к 2013 году спрос увеличится примерно на 40 тыс. тонн - до 160 тыс. "Sumitomo Titanium" прогнозирует рост до 220 тыс. тонн, что базируется на 12-процентном среднегодовом росте спроса на титановый прокат в авиакосмической промышленности и 6-процентном росте на него в военной промышленности и на основных промышленных и потребительских рынках. В связи с этим японская компания "Sumitomo Titanium" к июлю 2009 года планирует расширить мощности по производству титановой губки на 10 тыс. тонн - до 34 тыс. тонн в год. Она намерена построить новый завод по соседству с существующим предприятием "Amagasaki".
По данным "Japan Metal Bulletin", сырье для производства титановой губки, рутил, поступает в Японию из Индии - 50%, Австралии - 25% и Канады - 25%. Как сообщила Японская титановая ассоциация, производство титановой губки в Японии в этом году, как ожидается, увеличится на 17,8%, или до 36 тыс. тонн.
Высокий спрос на изделия из титана и на его сплавы стимулирует развитие новых проектов. "Allegheny Technologies" планирует инвестировать около $60 млн в расширение мощностей по выпуску титановой продукции. "BHP Billiton" изучает возможность реализации в Мозамбике титанового проекта "Corridor Sands" общей стоимостью $2 млрд. На первом этапе производство составит 250 тыс. тонн титанового шлака в год. Руководство "BHP Billiton" заявило, что работы по проекту начнутся уже в ближайшем будущем.
Как сообщает лондонский "Metal Bulletin", американская титановая компания "Titanium Metals" (Timet) подписала договор с автопроизводителем "Rolls Royce" на поставку титановой продукции для производства газотурбинных двигателей до 2016 года. Сделка оценивается в сумму, превышающую $2 млрд. "Мы полагаем, что это новое соглашение упрочит лидирующие позиции компании "Timet" в отрасли в части титановых компонентов для нужд авиастроения", - сказал генеральный директор и вице-президент "Timet" Стивен Уотсон в своем заявлении. Не исключено, что корпорация "Titanium Metals" восстановится в статусе крупнейшего национального производителя губчатого титана. Компания приступила к проектно-инженерной подготовке строительства нового производства губчатого титана высочайшего качества, производительность которого составит около 10 - 20 тыс. тонн в год. Завод проектируется с учетом возможности дальнейшего расширения производства. Производительность "Timet", которая до прошлого года была единственным производителем губчатого титана в США, составляет около 12,6 тыс. тонн.
Спрос на титановую губку - сырье, из которого производится титан, - растет, в результате все большего потребления титана авиастроителями, сказал Масааки Ташибана (Masaaki Tachibana), президент японской компании "Sumitomo Titanium", и спрос будет расти, так как новые модели самолетов компаний "Airbus" и "Boeing" требуют в два или в три раза больше титана, чем многие сегодняшние модели самолетов. Титан высоко ценится во многих областях промышленности, так как он весит наполовину меньше, чем сталь, и является крепким и коррозиестойким металлом. Как отмечается, спрос на сырье остается оживленным.
Несмотря на некоторый временный откат цен на ферротитан назад, в текущем году спрос на титановую продукцию останется высоким, при этом можно ожидать и подъема цен.
Эксперт Kazakhstan Today Владислав Николаев.
При использовании информации ссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна